В Кремле открывается выставка, посвященная творчеству Поля Пуаре – международного арбитра элегантности 1910–20-х годов.

Поль Пуаре вошел в историю моды как кутюрье, освободивший женщин от корсетов и предложивший им для выхода в свет... панталоны. Названия других его изобретений тоже звучат странновато: чего стоят хромающая юбка или туника-абажур. Однако все это отвлекает от более значительных достижений мастера, суть которых состоит в работе с тканью прямо на теле модели. Пуаре впервые применил радикальный подход к конструированию платья. Манекенщицы Дома Пуаре падали в обморок от многочасовых примерок – ведь собиралось и шилось платье прямо на теле.

Среди клиенток Пуаре были принцессы крови, аристократки, дочери и жены богатых промышленников. Однако и дам полусвета король моды не чурался. У него одевались актрисы, танцовщицы и даже куртизанки (вспомним хотя бы Мату Хари). Происхождение короля моды было совсем не королевским. Он родился в 1879 году в семье парижского торговца тканями и домохозяйки. Мать мечтала, чтобы сын стал зонтичным мастером, но амбиции Пуаре простирались дальше. Он поступил подмастерьем в ателье Жака Узе, мастера моды Belle Epoque. Однако молодого закройщика вскоре переманили в старейший Модный дом мира – ателье Ворта. Там он впервые в истории моды придумал женский деловой костюм. Но проявиться в полную силу таланту Пуаре мешали рамки консервативного Модного дома.

Осенью 1903 года Пуаре открывает собственное ателье. Благодаря знакомствам среди аристократии успех кутюрье был мгновенным. Вскоре коллекции женской одежды были дополнены парфюмерией – в начале 1910-х фурор произвели его авторские духи «Розы Розины», названные в честь дочери модельера. Позже Пуаре взялся и за предметы интерьера. Большим поклонником мастера был русский князь Юсупов, скандально известный из-за участия в убийстве Распутина. Свою английскую резиденцию князь обставил исключительно мебелью от Пуаре, а жене Ирине, племяннице Николая II, часто дарил платья парижского «Домика Розины» – бутика мастера.

Пуаре с Россией связывал не только круг клиентов, но и любовь к нашей культуре. В 1911-м, столетие назад, маэстро посетил Москву по приглашению знаменитой портнихи Надежды Ламановой. Впечатления – и не только – Пуаре использовал в новых коллекциях. К примеру, из расшитой скатерти он сконструировал платье для Сары Бернар. Вообще мода на все русское появилась с его легкой руки. Он был одним из самых горячих поклонников Русских сезонов Дягилева, многое заимствовал от стиля его балетов и силой своего авторитета утвердил многое из того в современном гардеробе.

Развязка его яркой жизни поистине драматична. Первая мировая война изменила и общество, и моду. Но кутюрье не принял новой эстетики, думая, что вскоре потребность в роскоши вернется. Он продолжал тратить огромные деньги на приемы, экстравагантную рекламу, но интерес давно угас, король был свергнут, его модная империя разорилась. Умер кутюрье в 1944 году в полной нищете и забвении.

Впервые в Москве будет представлена коллекция из 20 платьев, часть из которых принадлежала Денизе, супруге мастера и его музе. Помимо этогозрители увидят уникальные гравюры для роскошного журнала La Gazette du Bon Ton («Вестник хорошего тона»), идея издания которого принадлежала Пуаре: эскизы, фотографии, рекламу, винтажную обувь и флаконы авторских духов.