Разгадывание загадок XIX века в золоченых рамах — главная тема выставки «Портреты неизвестных», открывшейся в музее А.С. Пушкина.

Мимо портрета милой дамы в малиновом берете или молодого человека в мундире на стене музея подчас проходишь безразлично, скользнув взглядом по этикетке с надписью «неизвестный». Соседний портрет имеет фамилию, к лицу прилагается и биография — от этого разглядывать его намного интересней. Сотрудники музея Пушкина подобный интерес к человеческим судьбам вполне разделяют, поэтому новая выставка в его стенах посвящена анонимным изображениям, которые благодаря их усердию вернули себе имя.

Рыжий жизнелюб — видимо, поэт Василий Пушкин, неизвестный косоротый военный — генерал Котляревский, дама с гитарой — сестра фаворитки императора Павла, молодой денди — внебрачный сын Разумовского. Подробные экспликации к картинам демонстрируют посетителям внутреннюю научную работу музея, которая обычно остается «за кадром». Дотошно указаны все фамилии: первый сотрудник реставрировал полотно, второй — раму, третий выяснил, который художник его написал, четвертый выдвинул предположение о том, кто был его моделью. Чувствуется, что музей гордится своими победами.

Сохранять подобный высокий уровень в наше время — действительно, предмет гордости. Что характерно, музей подчеркивает непрерывность своих традиций — сорок лет назад здесь проходила выставка ровно на ту же тему. Экспозиция тогда включала 80 портретов, причем многие из них все еще оставались «анонимами» — и посетители выставки опознали десятерых «неизвестных». В этом году показывают гораздо больший объем: 110 лиц узнанных и 60 неузнанных.

Громких имен русских портретистов XVIII-XIX века здесь нет: представлены в основном неизвестные художники, различные миниатюристы, малоизвестные иностранцы типа Барду, Моргенрота и Плюшара. Гордость экспозиции — портрет легендарной Марии Волконской, возможно, написанный Олешкевичем, который в первый раз показывается широкой публике. Есть Т. Нефф и И. Макаров, немного А. Брюллова и П. Соколова, автор купеческих портретов Мыльников.

Однако пусть имена негромкие, зато создаваемый этими мастерами образ золотого века русской культуры столь очарователен, что выставка не просто рассказывает об успехах научной атрибуции. Вдобавок она достойно продолжает серию показов русского портрета, в рамках которой на Пречистенке нам уже продемонстрировали Гау, Брюллова и Соколова. Даже если эти портреты чуть менее артистичны, зато каждый из них скрывает загадку.

Иллюстрации:

1. Неизвестный художник. Портрет Е.П. Демидовой (?), сестры А.П. Гагариной, фаворитки Павла I
2. И. Олешкевич (?). Портрет М. Волконской.
3. Неизвестный художник. Портрет В.Л. Пушкина (?)