У Павелецкого вокзала, там, где был выставлен траурный поезд Ленина, заработал обновленный музей истории МЖД. Посетителей ждет погружение в загадочный параллельный мир железных дорог.

Поезд Ленина

Траурный поезд Ленина – это паровоз серии У-127 с одним вагоном. Он был построен на Путиловском заводе в 1910 году, а во время гражданской войны получил серьезные повреждения. В мае 1923 года рабочие депо «Москва-Павелецкая» восстановили этот паровоз и избрали Ильича его почетным машинистом. Поэтому, когда в январе 1924-го вождь скончался, для транспортировки тела из Горок в Москву выбрали именно этот паровоз. У-127 не сразу стал музеем, а еще больше 10 лет работал на линии.

Музей московской железной дороги

Свой музей у Московской дороги имеется довольно давно. Вернее, даже два музея. Первый – на Рижском вокзале: это сплошь паровозы с вагонами, отреставрированные и на ходу. Второй, изначально помещавшийся в Царской башне Казанского вокзала, а ныне переехавший к Павелецкому, до последнего момента являл собой типичный ведомственный музей. Мундиры в стеклянных витринах, мелкие предметы железнодорожного быта, чей-то письменный прибор, коллекция пряжек и значков, документы, старые фотографии, – в общем, железнодорожникам посмотреть занятно, а дети, например, с тоски помрут.

В обновленный музей истории Московской железной дороги, напротив, имеет смысл идти как раз с детьми. Для них тут появилось много всего интересного. Мальчишкам наверняка придутся по вкусу двигающиеся макеты «Сапсанов» и аэроэкспрессов. А их сверстниц, вероятно, привлечет экран в человеческий рост, на котором можно просматривать железнодорожную форму разных лет и комбинировать ее в разных вариациях, как в игре «Одень Машу». «Это совершенно уникальный стенд, только не работает пока, показать вам не могу», – признается директор музея Надежда Александрова.

Сейчас здесь проверяют последние детали. У каких-то экспонатов еще не хватает табличек, ребята в комбинезонах копаются в проводах, а в парке перед павильоном рабочие возятся с газоном. Хотя музей, как это водится у нас, торжественно открыли к красной дате – ко Дню железнодорожника, 7 августа, в полную силу он заработает, судя по всему, в самом начале учебного года.

Ж/Д жаргон

  • Веселые старты – перебегание безбилетных пассажиров в уже проверенный вагон.
  • Выродок – вагон, предназначенный для отправки на ремонт.
  • Гоп-топ – парк отстоя и формирования пассажирских поездов.
  • Заносить хвосты – возить по несколько вагонов на короткие расстояния.
  • Конюшня – стойло в депо.
  • Мужик – дикторский голос, объявляющий станции в электропоездах и в метро.
  • Полупроводник – один проводник на два вагона.
  • Секция – пригородный электропоезд.
  • Снегири – путейские рабочие в оранжевых жилетах.
  • Теща – хвостовой сигнал, диск или фонарь; соответственно подвесить тещу – установить хвостовой сигнал.

Москва – Петушки

Музей здорово осовременили. Повсюду видеоэкраны и инсталляции: от нарядной барышни в старинном салон-вагоне первого класса до бригады рабочих, меняющих рельсы. Можно посмотреть даже на «послевоенную комнату железнодорожника». Это простая комната: ребенок играет с паровозиком, а взрослые смотрят телевизор «КВН», где, если приглядеться, выигрывает футбольная команда «Локомотив». А если не присматриваться к этим двум деталям, то непонятно, при чем здесь железная дорога: все это выглядит как иллюстрация обычного быта с фарфоровыми слониками на полке.

«Эту инсталляцию мы поставили, чтобы сделать приятно нашим ветеранам, – объясняет хранитель музея Ирина Руднева. – У многих старых железнодорожников похожие судьбы. Детдом, потом работа на дороге и общежитие, наконец, заслуженное отдельное жилье. Многие ведь шли на железную дорогу, потому что там квартиры давали». На первый взгляд, «послевоенная комната» как-то выбивается из общей логики. А потом вдруг понимаешь, в чем дело: музей вовсе не про то, как железная дорога работает, музей про то, как она живет. Железная дорога в России – это ведь не просто рельсы, шпалы и тепловозы. Это целый параллельный мир со своей иерархией и своими мундирами, с собственными школами и больницами, с автономными линиями связи и внутренним жаргоном.

Прежде чем покинуть музей, вы будете знать об этом мире чуть больше. Вам расскажут, как богатели в царской России железнодорожные концессионеры. Как железные дороги открывали школы и училища, строили библиотеки и поселки для довольных работников. Как недовольные работники читали запрещенную литературу и бунтовали. Как железнодорожники воевали на фронтах Первой мировой, Гражданской и Второй мировой. Про первый субботник, который устроили железнодорожники в депо на московской станции «Сортировочной». Там, кстати, до сих пор стоит мемориальный паровоз «Ов» (он же «овечка»), по гудку которого каждый год начинались апрельские субботники.

Этому параллельному железнодорожному миру уже 174 года. А у Московской железной дороги дата и вовсе круглая – 150 лет. В 1861 году открылась ее первая дистанция Москва – Петушки. Так что работники МЖД вкладывают в это словосочетание совсем иной смысл, нежели остальные россияне.

Первый субботник

Первый в стране субботник устроили 10 мая 1919 года рабочие депо «Сортировочная» Московско-Казанской железной дороги, потратив выходной на ремонт паровоза серии «Ов». Он потом еще 30 лет ездил, а в 50-х годах был снят с линии и установлен в качестве памятника в том самом депо. Вокруг него был организован ныне не работающий музей «Великий почин», посвященный этому знаменательному событию.

Вокруг паровоза

Мемориальный ленинский поезд, знаменитый траурный состав, который вез тело Ильича из подмосковных Горок в столицу, музейщики не тронули и даже с места не сдвинули. Еще бы: паровоз У-127 – единственная дожившая до наших дней машина этой серии, уникальный экспонат.

Кроме того, железнодорожники с самого начала решили коммунистов не обижать. Так, расположенный здесь же скульптурный портрет Ильича хотя и прикрыт деликатно ширмой, но, если нажать кнопку на пульте, преграда отъедет, и лик вождя предстанет во всем своем великолепии. Чуть пониже на стенке даже повесили жидкокристаллический экран, на котором в памятные даты собираются показывать документальное кино «Живой Ленин». Музейные работники специально привезли ленту из Красногорского архива, куда ездили за старой железнодорожной кинохроникой.


Так что новый музей аккуратно разрастался вокруг ленинского поезда. Кроме зала наверху, есть еще один в цокольном этаже – вот и все выставочное пространство. Музей маленький, но насыщенный. Двух залов совершенно достаточно, чтобы с толком потратить пару часов. Кое-что, конечно, не поместилось, особенно по технической части – тема-то необъятная. Например, в железнодорожном музее вы ничего не узнаете про сигналы семафоров, железнодорожные мосты, дефектоскопию рельсов и пожарные поезда. Зато где еще вам объяснят, почему первые железнодорожники носили пуговицы с якорями, расскажут, как работает сортировочная горка, и продемонстрируют в действии жезловый аппарат. А это, согласитесь, не так уж мало.

Якорь на пуговицах

На пуговицах форменных мундиров первых российских железнодорожников были изображены перекрещенные якорь и топор. Дело в том, что МПС организационно произошло от Управления водяными и сухопутными сообщениями с соответствующим гербом. Привычные нам молоток и французский развод ной ключ сменили их только в конце XIX века.