В Музеях Кремля открывается выставка «Карл Фаберже и мастера камнерезного дела. Самоцветные сокровища России». Есть возможность увидеть не только шедевры главного ювелира императорской семьи, но и работы его вдохновителей, конкурентов и последователей.

Кремлевским музеям не впервой удивлять публику: нам показали восточную роскошь «Сокровищ османских султанов», французское изящество «Искусства Рене Лалика», настал черед поднять национальное самосознание – продемонстрировать ювелирные шедевры русских мастеров, да так, чтобы в самобытности и исключительности ни у кого не возникало сомнений. Как нельзя лучше для этой цели подходит гениальный Карл Фаберже. Но это как бы само собой. Зато дальше следует большой сюрприз – работы его не менее великих, но почти неизвестных ныне последователей, предшественников и современников. Чуть ли не впервые в одном с Фаберже месте будут представлены такие культовые для коллекционеров и экспертов имена, как Василий Коноваленко, Иоганн Кейбель, Алексей Денисов-Уральский и Авенир Сумин. Двое последних поставляли свои изделия царскому Двору и, в общем-то, были для Карла Густавовича прямыми конкурентами.

Безделицы на миллион

Чтобы прояснить ситуацию, стоит сказать пару слов об интриге выставки. Когда называют имя Фаберже, первое, что приходит в голову, – знаменитые пасхальные яйца. Однако на мировом коллекционном рынке ничуть не меньше ценятся изготовленные в его мастерских маленькие камнерезные фигурки: цветы, зверушки и – венец творения – уникальная серия «Русские типы». Достаточно сказать, что в апреле 2005 года на аукционе Sotheby’s продали четыре такие фигурки, и цена каждой перевалила за миллион долларов. Вокруг подобных «безделиц», или, говоря специальным языком, бибелотов, и построена кремлевская экспозиция. И здесь возникает вопрос: откуда вообще взялись у Фаберже эти самые фигурки?

Законы рынка

Всем знатокам творчества Фаберже известно, что камнерезное дело занимало в его работе второстепенное место. Меж тем фигурки, вырезанные из драгоценных камней, вещицы крайне трудоемкие и очень дорогие, пользовались огромным спросом как при дворе, так и у всех, способных за них заплатить. Было модно дарить их по поводу и без, делать забавные шаржи на друзей: кому-то доставалась остроносая лиса, кому-то – важный индюк. Императрица-мать Мария Федоровна, к примеру, для подарков своему семейству приобретала каменных зверушек у Авенира Сумина, владельца работавшей на Невском ювелирной мастерской «Сибирские-Уральские камни». А Александра Федоровна жаловала ювелира-камнереза Денисова-Уральского. Известно, что к ним же с подобными заказами обращался и петербургский промышленник Эммануил Нобель, племянник того самого Нобеля, учредителя премии. Иными словами, у главных клиентов Фаберже камнерезные изделия пользовались большой популярностью, и он закономерно решил организовать собственное производство по обработке камня.

Ноу-хау Фаберже

Гениальное ноу-хау Фаберже состояло в том, что его фирма стала первой делать фигурки в сложнейшей технике объемной мозаики из самоцветных камней. Заготовки он заказывал на Урале. Там же нашел лучших своих мастеров – Куликова, Дербышева, Кремлева, настоящих носителей уральской камнерезной традиции, отчасти сделавших ему имя. В 1907-м Фаберже взял на работу еще одного талантливого скульптора, Бориса Фредмана-Клюзеля, который и создал первые модели «каменных человечков». И уже в начале следующего года по этим моделям Кремлев и Дербышев (женившийся, к слову, на дочери Рене Лалика) изготовили первые фигурки той самой серии «Русские типы»: извозчики, торговцы, маляры, кормилицы, солдаты. 21 фигурку приобрел Николай II, еще несколько – уже упоминавшийся Нобель. Оба они владели двумя третьими всей серии. Успех Фаберже в этом начинании превзошел все ожидания.

Запрещенный промысел

Но у этой истории есть продолжение, и оно станет еще одной сенсацией кремлевской экспозиции. Речь о не выставлявшихся ранее, по крайней мере в таком контексте, камнерезных самоцветных фигурках советского художника Василия Коноваленко. В кругах ювелиров его имя давно уже стало мифом. Искусствоведы называют Коноваленко первым продолжателем дела Фаберже, сумевшим возродить утерянную технику объемной мозаики. В начале 70-х у него была выставка в Русском музее, устроенная благодаря протекции всемогущего Сергея Михалкова. Тогда же его работы хотел приобрести сам Арманд Хаммер – по $150 000 за каждую. Ему, конечно, отказали. Но дело против художника о «занятии запрещенным кустарным промыслом для дальнейшей продажи иностранцам» завели и направили в КГБ.

И чтобы не ставить точку на слове КГБ, дадим информацию специально для тех, кто от выставок ждет прежде всего «радости узнаванья». Украшения, изящные чашечки, письменные приборы и, конечно, всем известные яйца фирмы Фаберже из собрания Музеев Московского Кремля и Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана в экспозиции тоже будут. Равно как и изделия фирмы Cartier, созданные под влиянием камнерезных работ русских мастеров, – но это уже для желающих еще выше поднять национальное самосознание.