24 марта в стенах музейно-выставочного центра «Рабочий и колхозница» открылась новая персональная выставка Василия Нестеренко.


Это имя хорошо известно москвичам: прошлым летом масштабная экспозиция в Манеже привлекла множество посетителей. Зрители с удовольствием разглядывали полотна, посвященные русской истории, ведь картины Нестеренко отличаются красочностью и вниманием к историческим подробностям. «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского Флота», «Избавление от Смуты», «Клятва князя Пожарского», «Игумен земли русской», «Нил Столобенский» и другие произведения художника доставили немало радости любителям хорошей исторической живописи. Понравились они и детям — ведь перед картинами Нестеренко можно провести много времени, вглядываясь в любопытные и тщательно прописанные детали.

В этом году экспозиция разместилась в залах, открытых прошлой осенью в цоколе «Рабочего и колхозницы». (Кстати, визит на выставку — хороший повод увидеть новый московский музей). Знаменитую статую работы Мухиной подняли на высоту в 33 метра, разместив под ней выставочное пространство площадью в несколько тысяч кв. метров. Четыре этажа, постепенно уменьшающихся в размерах, расположены друг над другом ступенями подобно пирамиде майя, и соединены пологим пандусом, опоясывающим цоколь. Выставка Нестеренко расположена на трех этажах музея. Подниматься наверх можно с помощью лифта, но лучше — пандусами: картины, эскизы и фотографии висят вдоль стен этих пологих лестниц, а также на «лестничных площадках» между этажами.

Вдоль пандуса, который ведет из вестибюля в первый зал, развешены фотографии росписей Храма Христа Спасителя и эскизы художника к этим фрескам. В главном зале перед зрителем предстает традиционный круг произведений Нестеренко: это «Москва встречает героев Полтавы», «Молитва Сусанина», «Непокоренный», натюрморты с героическо-военными атрибутами, картины на тему Великой Отечественной войны.

На примере «Портрета в роли Бориса Годунова» можно заметить, как легко даются художнику сильные театральные жесты, выражающие экспрессию характера, как он тщательно и с подробностями прорабатывает исторический костюм, а также его обращение к традиции классического русского артистического портрета. Немало места на выставке отведено и портретам духовных светочей России. Особенно лиричными выходят эти изображения в случае, если лицо священника обрамляет проникновенный русский пейзаж, удачно дополняя задуманный художником образ.

Однако историко-героическая и религиозная тематика — не главное на этой выставке. Большая часть экспозиции — лирические прохладные пейзажи, как выяснилось — еще один любимый жанр Нестеренко. Зритель насчитает несколько изображений Средней полосы России, но недаром визитная карточка этой выставки — картина «Саяны». Из своих поездок по Курилам и Сахалину, Байкалу и Саянам живописец привез множество картин, на которых до горизонта простираются озерные и морские просторы, тихие изумрудные леса и утопающие в дымке горы. Если предыдущие залы заставляют мысль трудиться, вспоминая доблестные моменты русской истории, а глаза — разбегаться от обилия красок, то эти пейзажи дают взору возможность отдохнуть и расслабиться, и выйти из музея со светлым чувством наслаждения чистой природной красотой.

  • Выставка продлится до 30 апреля.