В центре «Гараж» открылись сразу три выставки — одна другой краше. Самое большое внимание приковано к проекту Франческо Веццоли и его партнерши — Леди Гаги.

В прошлом номере мы уже рассказывали об одной из «гаражных» выставок – видеоинсталляции группы AES+F – «Пир Трималхиона». И вот она открылась во всей своей роскоши – огромный круглый зал, на стенах плывут сцены из сладкой жизни некоего утопического отеля, где развлекаются гости-модели. Под конец всю эту красоту с манекенщиками сносит огромной волной (понятно, что перед нами аллегория гибели «Титаника»). Видео уже успело порадовать Венецию, и теперь его ждет долгий мировой вояж. Смотреть стоит: но не из-за высоких художественных качеств произведения, а чтобы ощутить, какого размаха делаются сейчас инсталляции и как они могут «вовлекать» и завораживать зрителя. Покруче любого киноблокбастера.

Но что действительно нельзя пропустить, так это два зала с перформансами. Первый – «100 лет перформанса» – своего рода учебная комната. В нем на экранах дается история различных акций и действий, которые совершали радикальные художники в ХХ веке. Например, Йоко Оно в 70-е годы давала каждому посетителю галереи отрезать от ее платья по кусочку. Другие артисты рисовали картины своим телом и выкладывали горы из голых статистов. Тут и становится понятным, что такое перформанс: это когда художник в качестве материала использует самого себя (помнится, наши «Синие носы» бесплатно в хорошей стоматологии лечили зубы, выдавая это за арт-проект, – и правильно делали).

В качестве главного гостя в «Гараже» выступает итальянец Франческо Веццоли. Для него отведен отдельный павильон. Веццоли всерьез называют новым Энди Уорхолом. С отцом поп-арта нашего героя роднят три вещи: во-первых, он активно эксплуатирует культ знаменитостей. Во-вторых, сам продвигает себя в суперстары (он и плейбой, и тусовщик, и друг всех селебритис). И, наконец, постоянно стирает грань между высоким и низким, «чистым» искусством и кичем. Он лучший по производству гламурной пены.

Все его проекты – кстати, очень богатые и зрелищные – строятся вокруг пустоты. В этом их главный парадокс. Так, например, Веццоли придумал свой аромат (флакон с собственным фото), а рекламный ролик заказал Роману Полански. В ролике снялась Натали Портман. Дел и шума на миллион – вот только духов не существует и в помине. Флакон банально наполнен виски. Или, например, показывает трейлер высокобюджетного фильма «Калигула». В ролях древнеримских развратников – Анджелина Джоли, Кортни Лав, Том Круз и еще с десяток голливудских светил. Все бы ничего – да только никакого блокбастера «Калигула» не снималось, а ролик – богатый пшик, чистый артефакт, где каждый артист задействован по 5 секунд.

В новом видеоперформансе, который привезли в Москву, Веццоли зафрахтовал сразу несколько раскрученных брендов. Гарантирующую успех Леди Гагу (она – автор музыки и идейный вдохновитель проекта), русский балет (танцовщики), Дэмьена Херста (художник № 1 украсил рояль), Миуччу Праду (она придумала костюмы для балета). И все это для того, чтобы создать театральное действо по мотивам «Бала» – спектакля Джорджа Баланчина 1935 года. Что из этого вышло, стоит увидеть собственными глазами. Только не говорите, что мы вас не предупреждали – с Веццоли всегда получаешь не то, что ждешь.


Фото 1. «Пир Трималхиона»
Фото 2: «Любовная игра (Орест и Пилад были любовниками)», Франческо Веццоли, 2010, струйная печать на холсте, металлическая вышивка, заказные украшения, косметика.