В Центре современного искусства открывается выставка . Все, кто не бывал в галереях целый год, имеют шанс увидеть сливки актуального искусства в одном флаконе. 

Можно долго спорить о необходимости арт-премий. И правда, кому они нужны? Собирается кучка своих людей и решает, как «распилить» фонды. У нас уже есть «Кандинский» — премия «новых русских» и художников, экспортируемых на Запад. Имеется солидная Государственная — там сплошь обитатели Третьяковки. И вот «Инновация», за которой стоит государственный же Центр современного искусства. Ее главный приз стоит 250 тысяч рублей, по сегодняшним меркам не такая уж бешеная сумма. Однако основное достоинство премий не деньги, а выставки.

Возможность увидеть все сразу в одном месте. Это как в театре. Кому, например, нужна «Золотая маска»? Ответ — критикам и зрителям, чтобы они могли за две недели оценить уровень режиссеров, актеров, сценографов. Чтобы был стандарт качества. В конце концов, если вы не страстный ходок по галереям, вам вполне хватит визита в ГЦСИ, чтобы в случае чего отличить концептуалиста Игоря Макаревича от певца с той же фамилией.

Понятно, что всякая премия тенденциозна. Любой критик немедленно укажет, что на выставку взяли не того, кого надо. Заявит, что есть масса других прекрасных мастеров, а те, что вошли в номинации, просто стояли ближе к экспертам. Не будем вдаваться в споры. Просто взглянем, кого нам предстоит увидеть.

У «Инновации» есть два раздела, которые вызывают самый большой интерес: это лучшее «произведение визуального искусства» (приз за отдельные работы) и «новая генерация» (поощрение самого перспективного художника). И по традиции в первой категории проходят «зубры» искусства.

 Например, осенью пресса восторженно писала о выставке супружеского дуэта Игоря Макаревича и Елены Елагиной в Вене — среди картин старых мастеров наши концептуалисты расставили свои мухоморы с башнями на шляпках (эдакий привет революционным проектам). Получилась эффектная перекличка: русский авангард расцветал на европейском фундаменте — знаменитая «Вавилонская башня» Брейгеля (XVI век) зарифмовалась с московскими утопиями. Не случайно Макаревич — Елагина открывают «инновационный» список. За ними идет другой любимец арт-сообщества — Николай Полисский. В деревне Николо-Ленивец художник создал настоящий заповедник объектов из сена и досок. На его «Архстояние» приезжают со всей Европы. В этот раз эксперты были потрясены николо-ленивецким «Большим адронным коллайдером». К слову, среди претендентов на главную премию ни одного живописца. Холст и масло вытеснены инсталляциями и фотографией. Что касается молодых, здесь ставки делаются на дуэт Семена Мотолянца и Дмитрия Петухова. За «Инновацию» борется их «Фигурное катание на мыле». Что это такое, мы сказать не можем. Остается дождаться выставки.