Впервые ГМИИ им. Пушкина показывает в своих залах лучшую часть музейного собрания японского изобразительного искусства. Выставка “Среди красавиц и цветов” посвящена иллюстрированной книге так называемого периода Эдо (1603 - 1868). Представленные работы приходятся на расцвет этой эпохи - XVIII-XIX века.

В поисках ускользающего мира

История Все изменилось в императорской Японии в период Эдо (нынешний Токио). Именно в этот город переместилась культурная жизнь из Осаки и Киото и именно в то время основным понятием жизни становится “укиё”. Перевод весьма условен: это может быть и “ускользающий”, и “переменчивый”, и “бренный” мир. Отражение его в изобразительном искусстве, а точнее, в гравюре, называется “укиё-э”. Картинки “ускользающего мира” ни что иное, как бытовые зарисовки из жизни горожан, так как они становятся главными персонажами эпохи Эдо (в отличие от прежних времен, когда главными героями были самураи). Дорогая живопись простым эдосцам была не по карману, поэтому ксилография (печать с деревянных досок) как самый доступный вид искусства, становится самой популярной.

Техника Трепетное отношение японцев к любой мелочи в деле изготовления книг проявлялось как ни в чем другом. Самой лучшей считалась бумага сорта “мицумата” из коры бумажного дерева, которую скоблили, вымачивали, толкли не одну неделю. Полученную кашицу сушили на решетках, следы от которых просвечивают на листах и сейчас. Затем художник делал контурный рисунок, гравер вырезал первую печатную форму для пробных оттисков. Художник обозначал задуманные цвета и резчик изготавливал нужное количество (иногда около тридцати) форм соответственно каждому цвету. На последнем этапе печатник наносил краску и вручную печатал гравюру. Дешевизна произведения при таком кропотливом труде, конечно, весьма относительна.

Сюжеты Главным развлечением горожан было посещение театра Кабуки и “веселого квартала” - Ёсивара. Портреты актеров продавались на отдельных листах, а вот изображения красавиц сшивались в книги (получается, что книга в данном случае не столько литературное произведение, сколько альбом картинок с небольшим текстом). Но разве можно подумать, что на листах изображены известные куртизанки времени Эдо! Художников мало занимала острота и пикантность сюжетов. Их интересовало бытие женщин в кругу подруг, с мужчиной, в интерьере, на природе, выраженное изящными и плавными графическими линиями.

Об экспозиции Коллекция японских книг досталась ГМИИ в наследство от расформированного в 1924 году Румянцевского музея и насчитывает около 600 томов. Самые яркие произведения (не только альбомы, но и книги в виде гармошек или раскладушек) таких мастеров как Утамаро, Хокусай, Хиросиге и представлены на выставке.