«Год Марии Рогозиной» — это цикл фотовыставок Музея архитектуры имени А.В. Щусева, названный именем хранителя обширной музейной коллекции.

«Подземный рай пролетариата» — название 9-й экспозиции этого цикла. Ее тема — столичное метро.  Сюжет выставки — не архитектурные красоты пущенной в 1935 году сталинской подземки имени Кагановича, а ее невосполнимые утраты. Иногда они просто необъяснимы. Конечно, пальмы в кадках, выставленные между колонн станции «Дворец Советов» (ныне — «Кропоткинская») на манер зимнего сада в профсоюзном санатории, могли зачахнуть без солнечного света, напольные светильники «Охотного Ряда» пришлось демонтировать для строительства перехода на «Площадь Свердлова» (нынешнюю «Театральную»), а первоначально выстроенный вестибюль «Смоленской» помешал при реконструкции Садового кольца. Но стоило ли покрывать асфальтом роскошные мозаичные полы бывшей «Мясницкой» или уничтожать светящиеся круги в северном вестибюле того же «Охотного Ряда», бывшие частью архитектурного решения?

Арки порталов, капители колонн, люстры в форме пятиконечной звезды... Многие элементы декора, вроде монументального панно «Большая стройка социализма», изображавшего тружеников под знаменем с профилями советских вождей, сегодня смотрелись бы неактуально. С другой стороны, в оформлении московского метро принимали участие многие замечательные живописцы и архитекторы. Их труд должен был остаться в памяти поколений. Глядя на побеленные потолки «Измайловского парка», трудно предположить, что когда-то вместо нынешних неряшливых светильников здесь были красивые люстры, а в росписи плафонов участвовал Андрей Гончаров.

Экспонаты выставки — лучшее подтверждение мысли о том, что когда спустя тысячелетия археологи раскопают остатки нашей цивилизации, они будут ломать голову над тем, чем же было на самом деле наше метро. Подземные храмы, сакральные сооружения, дворцы — все что угодно, только не вид транспорта. В эпоху коммунальных квартир метро исполняло роль «роскоши для народа». Вечерние коллективные катания от станции к станции с разглядыванием подземных чертогов — обычная забава тех лет. А поначалу разовые билеты-пропуска вообще считались наградой за особые заслуги перед Отечеством. Самих пролетариев (как, впрочем, и представителей других социальных групп) на фотоснимках 1930-40 — х годов немного: одинокий милиционер в начищенной каске скучает у входа «Чистых прудов», группа пассажиров на «Ленинских горах». Однако через год кураторы нынешней экспозиции обещают вернуться к теме подземного «рая»...