В самом «сладком» месте Москвы – бывшей шоколадной фабрике «Красный Октябрь» - теперь хозяйничает Мария Байбакова. Дочь российского олигарха открыла здесь галерею имени себя — Baibakov Art Projects, — которая очень быстро стала одной из самых модных арт-площадок города. «ВД» поговорил с Марией о моде на современное искусство.

По светским меркам, Байбакова ведет скромную жизнь. Не участвует в реалити-шоу, не удивляет общественность выходками на Лазурном берегу, не публикует в прессе сомнительные фотографии. Шопингу, вечеринкам и бурным романам — главным видам досуга отечественных it-girls (сексапильных дочек богатых родителей) — Мария предпочла более серьезные занятия. Выучившись на специалиста по современному искусству (Колумбийский университет, Нью-Йорк, и Courtauld Institute, Лондон), она работала куратором в аукционных домах. Результат — защита диссертации в 23 года и успешный даже по снобским московским стандартам арт-проект в центре столицы.

Красной нитью
Она красива, уверена в себе и запросто могла бы сделать карьеру модели – обычная практика для дочек русских олигархов. Однако даже внешне Байбакова отличается от рублевских нимф – незамысловатый casual, никаких украшений. Стильная бижутерия дизайнера Ольги Солдатовой и красная шерстяная нить на левом запястье. «Да, меня очень интересует каббала, но это никак не связано с модой на эзотерику, Мадонной и прочими голливудскими делами. Просто каббала объясняет, как стать суперуспешным, суперсчастливым, супербогатым и суперздоровым. Таким суперчеловеком. Но я не собираюсь в поисках просветления сидеть 25 лет в пещере. Меня больше интересуют прикладные знания».

Чудеса до 35-ти
Совсем недавно Байбакова с успехом взяла еще одну планку – в ее галерее стартовала выставка «Чудеса. Новое искусство из Лондона». Для жителей Москвы это пока единственный шанс познакомиться с молодыми британскими художниками: обычно московские галеристы не рискуют связываться с искусством, еще не получившим высокую западную оценку. «Вообще, когда говоришь «молодые» и «новые», всегда попадаешь в ловушку. Молодые – это кто? Те, которым меньше 35-ти? А что значит новые? Картины, которые никто никогда не видел?».
Свою галерейную политику Байбакова объясняет просто: «Мы будем выставлять только то, что считаем интересным и актуальным. Многое из этого станет открытием для московской публики. Штампы меня не интересуют».

Просроченный творог
Проекты Baibakov Art можно назать самыми смелыми событиями на сегодняшней московской арт-сцене. К примеру, на закрытии выставки «Вторжение: отторжение» здесь устроили грандиозный перформанс под управлением Андрея Бартенева - «Белая радуга над столом. Мюзикл просроченных продуктов». 250 тортов, 360 стаканов сметаны, молоко, зефир, творог и прочие испорченные кисломолочные продукты летали по выставочному залу, символизируя «конец сладкой докризисной жизни». «Перформансы в России – бессмысленная штука. Они не окупаются и очень часто деструктивны. Вы же видели, какая неразбериха и ужас у меня были, когда начали летать торты. Результат действия – краткосрочный. Мы делали это ради ощущения и экспириенса. Мы не думали, что это где-нибудь потом можно продать. Это вообще продаваться никогда не будет».

Арт-неликвид
«Сейчас на западе актуальна бедная эстетика – вещи, которые коммерчески неликвидны. Какие-то найденные на улице объекты, например... Это такое передовое направление в искусстве, на мой взгляд. А чтобы узнать, каковы сегодня коммерческие тренды, надо зайти на сайт галереи Гагосяна – www.gagosian.com, и посмотреть, что они там продают».
Западное образование не мешает Байбаковой интересоваться отечественным современным искусством. Она – постоянный посетитель галерей «Риджина» и XL, не пропускает ни одного громкого вернисажа. Очень хвалила выставку Уильяма Тернера в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сейчас, по ее мнению, в Москве проходят две экспозиции, которые пропустить нельзя – «Инсталляции» Ирины Кориной в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке (до 9 марта) и большой экспериментальный проект «От штудии к арт-объекту» в ММСИ на Петровке (до 10 мая). Из российских художников Байбакова хвалит Валерия Чтака, Кирилла Чёлушкина и Гошу Острецова – все они участвовали в выставке «Вторжение: отторжение».

Рукопожатие президентов
На самом видном месте в офисе Baibakov Art Project висит коллаж известного российского фотографа Сергея Браткова — Change. На нем — Путин и Медведев пожимают друг другу руки. По замыслу автора, обоих президентов можно поменять местами без ущерба для художественной ценности работы. Коллаж Байбаковой презентовала галерея «Риджина». «Когда художники говорят в искусстве о политике, это очень локально, и значит их творчество воспренимается, как местное, а не глобальное явление. Так как меня интересует включение русского искусства в общемировой дискурс, для нашей первой выставки - «Вторжение: отторжение» - мы специально попросили художников не трогать российскую политику. Однако от политики в искусстве никуда не деться. Политика – это не только про Путина и Медведева. Это о невозможности свободы, о социальных недугах и о правах меньшинств. И с этой точки зрения мы не ограничиваем наших авторов. Мы стимулируем их воображение. Ведь для того, чтобы говорить о феминизме не обязательно рисовать огромную вагину. или женщину с небритыми подмышками. Можно просто изобразить хрупкость объекта и простроить ассоциативный ряд».