Какие вернисажи нельзя пропустить в музеях и галереях города.

«Караваджо и его последователи»

ГМИИ им. А.С. Пушкина, до вс 10 января

Имя итальянского художника Караваджо неизменно привлекает публику: тут и ореол скандальности, и сюжетная экспрессия, и важность его живописных открытий для всей истории искусства. Поэтому караваджовскую выставку в Пушкинском музее, открывающуюся в середине сентября, ждет большой успех. У нас имеется только одна картина Караваджо, да и та хранится в Эрмитаже. Оттого приезд нескольких работ из флорентийского Фонда Лонги — огромное событие. Среди них — знаменитый «Мальчик, укушенный ящерицей». Экспозицию дополнят картины нидерландских, французских и испанских последователей итальянца.

«Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения»

Третьяковская галерея на Крымском Валу, ср 7 октября — вс 17 января

Еще одна классическая выставка-блокбастер — в Третьяковской галерее в начале октября — посвящена Валентину Серову, главному русскому художнику рубежа XIX–XX веков. Создатель «Девочки с персиками» и «Похищения Европы» при жизни был возведен в ранг живой легенды, его картины разошлись по всему миру: поэтому в проекте участвует пятерка крупнейших мировых музеев. Несомненный хит экспозиции — огромный занавес к балету «Шехерезада» для дягилевских сезонов.

Павел Кузнецов. «Сны наяву»

Третьяковская галерея (Лаврушинский пер.), до вс 13 декабря

Еще одна отличная выставка в Третьяковке, но на этот раз в Инженерном корпусе. Один из самых важных и недооцененных художников первой половины ХХ века, Кузнецов (1878–1968) намеренно ушел в мир красок и фантазийных образов. Его азиатский цикл — одно из лучших творений эпохи модерна. Впрочем, Павел Варфоломеевич пытался делать и вполне советские картины. Но все равно они выходили в духе символизма. Тот самый случай, когда о живописи говорят как о застывшей музыке или поэзии.   

Московская биеннале современного искусства

ВДНХ, пав. № 1, ср 23 сентября — ср 4 ноября

Главное арт-событие нас ждет в последнюю сентябрьскую неделю. Тогда начнет работу Московская биеннале современного  искусства. По всей Москве открывается более сотни разных выставок и проектов. Однако главное действо пройдет в павильоне № 1 на ВДНХ. Поначалу здесь не будет никакой экспозиции. В этом, собственно, интрига смотра — произведения будут создаваться прямо на месте. Одну неделю до начала октября художники и публика будут слушать лекции и дискутировать, а затем начнется креативный процесс. Так что искусства мало не покажется.

Борис Касаткин

Фонд In Artibus, до конца ноября

Живой классик Борис Касаткин (р. 1944), по выражению устроителей выставки в фонде In Artibus, «живет, не считаясь со временем, что не так уж сложно, если в естественном течении жизни, связанном с ее единственным делом, ориентироваться на абсолют». Продолжатель московской живописной традиции начала ХХ века, художник с 1990-х — и тут снова требуется цитата — «обрел новую степень живописной свободы, практически недосягаемой ни для кого из современников». Если уж один из самых авторитетных фондов, издающий The Art Newspaper, расточает такие дифирамбы, то ретроспектива и впрямь заслуживает пристального внимания.

Аниш Капур. «Моя алая родина»

Еврейский музея и центр толерантности, вт 22 сентября — пт 15 января

Британец индийского происхождения всерьез считается главным скульптором современности — хотя то, что делает Капур, трудно назвать чисто скульптурой. Это скорее объекты: странные, минималистские, чувственные. В Москву привозят лишь пять произведений Аниша Капура, но они столь монументальны и показательны, что стоят огромной выставки.

Луиза Буржуа. «Структура бытия: клетки»

Музей современного искусства «Гараж», пт 25 сентября — вс 7 февраля

Еще одна суперзвезда мира искусства. Правда, уже покойная — французско-американская художница прожила долгую (98 лет) и непростую жизнь, добившись на рубеже XX–XXI веков статуса классика. Она создавала феминистские инсталляции — больше всего Буржуа прославили гигантские пауки. Искусство жутковатое, физиологичное, надломленное, как весь прошлый век.

Андрей Бартенев. «Скажи: я тебя люблю!»

Московский музей современного искусства, ср 30 сентября — вс 8 ноября

Вот где можно получить заряд позитива — на огромной ретроспективе мастера костюмного перформанса. К господину Бартеневу у нас (в отличие от Запада) всегда относились не слишком серьезно. Хотя это, по заверению кураторов, очень большой художник. Выставка должна доказать непреложный бартеневский статус.

«Русское деревянное»

Музей архитектуры, до вс 22 ноября

Сразу три большие выставки, посвященные деревянной архитектуре: от северных храмов до подмосковных коттеджей. Шатровые церкви здесь соседствуют с мавзолеями и памятниками советским героям, показаны самые последние проекты адептов дерева.