Так случилось, что буквально в один день — 23 августа — заканчивают работу пять отличных выставок в лучших московских музеях. За оставшееся время стоит обратить внимание именно на них, другого шанса не будет.

Если вы ценитель нескучной классики, то лучшего места, чем выставка венгерского живописца XIX века, вам просто не найти. Михай Мункачи (1844–1900) был страшно популярным у современников: его смелая кисть, яркая палитра и неожиданные ракурсы завораживали их так же, как сегодня завораживают голливудские спецэффекты. В Пушкинский привезли лучшие картины мастера из Будапешта — холст и масло в виртуозном исполнении.

Продолжить классическое путешествие можно в недавно открытом Фонде In Artibus (на самом деле по уровню коллекции и выставок это, конечно, музей). Здесь показывают уникальные гравюры Жака Калло, французского мастера начала XVII века. Прожив очень недолгую, но очень яркую жизнь, Калло вошел во все учебники как гений графики: его серии завораживают обилием деталей, театральностью и изобретательностью. При входе в зал вам выдадут лупы — обязательный инструмент для того, чтобы рассмотреть все листы в мельчайших подробностях.

В Музее современного искусства продолжает работу выставка, посвященная одному из самых ярких российских художников рубежа XX–XXI веков Владиславу Мамышеву-Монро. Эта экспозиция с названием «Архив М» вызвала восторженные отклики критиков как образцовый рассказ о творчестве современного арт-деятеля. После нее становится понятным, сколь многогранным и неординарным был талант Владислава, трагически скончавшегося два года назад. Выставка номинирована на премию журнала «Сноб».

Примечательный проект задумал Музей Москвы. Здесь очень недолго работает выставка, показывающая неформальную сцену столицы — те художественные сообщества, которые устраивают импровизированные вернисажи на заброшенных фабриках, выставки в квартирах и прочие спонтанные действия. Вместе выжить, конечно, легче. Поэтому с советских времен художники объединяются в группы. Каковы эти группы, какое искусство они рождают (особенно интересны «женские» арт-артели) — вот интрига экспозиции.

Последняя в списке, но далеко не последняя по значимости очень тонкая и виртуозная этнографическая выставка в Еврейском музее. Она называется «Меж двух миров» и показывает, на первый взгляд, вещи невеселые: предметы еврейского ритуала, связанного со смертью. Но, если учесть, что смерть в еврейской культуре — это обретение лучшей жизни, становится понятным, почему вышла такая светлая и захватывающая музейная история. От кареты-катафалка до памятных записок — все смотрится без слез и надрыва на одном дыхании.