Большой театр открывает новый сезон и представляет нового музыкального руководителя Тугана Сохиева, который готов отвечать за происходящее на сцене.

Чуть больше года назад главный театр страны сотрясали беды — криминальная история с кислотой в лицо главе балета сменилась досрочной отставкой генерального директора. Но в нынешнем году Большой избежал великих потрясений. Назначенный новым генеральным директором Владимир Урин в феврале представил городу и миру нового музыкального руководителя и главного дирижера — 36-летнего Тугана Сохиева, известного больше в Европе, чем на родине. Как и пламенный маэстро Валерий Гергиев, которого много лет прочили на пост главы объединенной дирекции Мариинского и Большого, Сохиев — выходец из города Владикавказа и воспитанник Петербургской консерватории. Как и Валерий Гергиев, он производит впечатление человека цельного и четко понимающего, чего он хочет. Но на этом схожесть заканчивается, и можно считать, что благодаря Сохиеву Москва изящно вывернулась из ситуации с нежелательным развитием событий. И не важно, что ради Большого Тугану Сохиеву пришлось расстаться с оркестром Капитолия Тулузы, где молодой маэстро был главой и всеобщим любимцем.
Теперь Сохиев — главмуз в Большом, но, несмотря на это, его мировая карьера продолжает развиваться — на сегодняшний день он приглашенный дирижер ведущих европейских оркестров — таких, как Берлинский филармонический, Венский филармонический, Лондонский симфонический; общий список ангажементов и проектов таков, что может утомить. Очевидно, что личную карьеру маэстро сворачивать не намерен. Однако обновленная дирекция Большого театра предъявила официальные планы на новый сезон, и роль нового музыкального руководителя в них ключевая. Шесть опер, три балета, из них три названия абсолютно новые. Работы непочатый край, и под прицелом теперь не столько кадровые решения гендиректора Владимира Урина, сколько работа музыкального руководителя.


В этой ситуации Туган Сохиев выбрал для дебюта на сцене Большого концертное исполнение оперы Чайковского «Орлеанская дева» с прицелом на полноценную сценическую постановку в ближайшие сезоны. Несмотря на подходящую дату (скорое 175-летие со дня рождения П.И. Чайковского), театр ничего не навязывал. «Орлеанская дева» — выбор Сохиева: «Я давно мечтал сыграть замечательную оперу, и в этом даже есть что-то знаковое, мы выйдем на сцену Большого с солистами, хором, оркестром. Это задаст правильный старт». Выбор рыцарский — эта опера Чайковского в музтеатре что-то вроде падчерицы: «Пиковую даму» и «Иоланту» любят, «Орлеанскую…» — нет. Притом маэстро с хорошей дирижерской школой и европейским лоском, говорящий на нескольких языках и безукоризненно вежливый на репетициях, выражает позицию на редкость прямо: «Я вообще считаю, что на дирижере лежит вся ответственность за спектакль. Он ведет спектакль драматургически и, как архитектор, должен выстроить конструкцию. Если спектакль не получается, мне кажется, всегда виноват дирижер». Хорошо, если его прямотой никто не воспользуется.
Ответственность Сохиев взвалил на себя колоссальную. Балеты — возобновляемая «Легенда о любви» Юрия Григоровича и две новинки: «Гамлет» Раду Поклитару — Деклана Доннелана будущей весной и «Герой нашего времени» (13 июня 2015 г.) в честь юбилея Лермонтова в хореографии Юрия Посохова, который попробует не рассориться с режиссером, художником и автором либретто Кириллом Серебренниковым. Последний, балетный дебютант придет в новую область после оперного «Золотого петушка». Шесть опер — это, во-первых, уже помянутая «Пиковая дама», хотя дирижером здесь выступит Михаил Юровский, а постановщиком сам Лев Додин (27 февраля 2015 г.). Давно обещанным подарком детям станет «История Кая и Герды» Сергея Баневича, что стараниями авторов-дебютантов подоспеет к сезону каникулярных «Щелкунчиков» (28 ноября 2014 г.). «Риголетто», совместную постановку Большого и нескольких европейских театров, курирует дирижер Эвелино Пидо при знаменитом режиссере Роберте Карсене (14 декабря 2014 г.). Моцартовскую «Свадьбу Фигаро», вопреки чаяниям, отдали не Теодору Курентзису, а вовсе даже Уильяму Лейси (24 апреля 2015 г.). И уже под занавес сезона грянет «Кармен» (15 июля 2015 г.), которой рядом с режиссером РАМТа Алексеем Бородиным будет распоряжаться Туган Сохиев.
К слову, предыдущая версия шедевра Бизе на сцене Большого иллюстрировала басню о лебеде, раке и щуке — после режиссерских находок Дэвида Паунтни дирижер-постановщик Юрий Темирканов, по ходу дела метавший на сцену грозные взгляды, даже не вышел на поклоны. Новый музыкальный руководитель Большого Туган Сохиев выказывает полное понимание позиции маэстро, не одобряя «дикие постановки». Что это значит на деле, мы узнаем очень скоро.