Один из столпов музыки кроссовер, итальянский неоклассик Людовико Эйнауди, сыграет в Кремле сольный концерт.

Считается, что инструмент фортепиано (что по-итальянски значит всего-навсего «тихогром») изобрели в Тоскане в XII веке исключительно для религиозных целей — играть псалмы и хоралы. Однако хулиганы все норовили проникнуть в ризницу и исполнить на сакральном инструменте какую-нибудь тарантеллу, и порой с весьма неприличным текстом. Похожую тактику выбрал и наш герой: в музыке Эйнауди пополам высоких устремлений и модернистского безобразия. За что, видимо, он и любим миллионами.
Людовико из известной аристократической семьи, так что истории про бедное детство в его случае не проходят. Папа — удачливый издатель, дед и вовсе один из бывших президентов Италии. Для кого-то это станет разочарованием. А как же мучительные искания юности? Два сольдо, выданные на хлеб, но потраченные на нотную тетрадь? Мечты о белой рубашке с бабочкой… Насмешки сынков богачей: «Эй, оборванец, сыграй нам «К Элизе»!
Недругам Эйнауди вполне мог дать по сусалам — характер всегда имел жесткий. Но вместо этого он просто делал свое дело, да так, что народ с ума сходил. В 15 лет играл сложнейшие произведения Штокхаузена и Бартока, в 16 перешел на собственные сочинения. Поступил в Миланскую консерваторию, окончил ее с дипломом композитора. Еще тогда Эйнауди понял, что пианино — инструмент не просто универсальный, а мистический, имеющий волшебную власть над сердцами. В том числе и над сердцами женщин: юный гений быть жутким ловеласом, не пропускал ни одной юбки и все свои романтические образы черпал из реальной жизни.
Его первый сольник Stanze (1990) — 16 композиций, исполненных на электронной арфе, — стал сенсацией. Когда новый диск впервые появился в эфире BBC, слушатели буквально обрушили телефонную линию — так много было желающих узнать, кто автор этих чарующих созвучий. Пластинка Le Onde («Волны», 1996) упрочила славу Эйнауди, это на ней он нашел свой фирменный формат фортепианной баллады. Давно уже классическая — ладно, неоклассическая — музыка не была такой популярной.
В новом веке харизматичный итальянец увеличил свою творческую активность. Появились пластинки I Giorni («Дни», 2001), Echoes (The Einaudi Collection, 2003), Una mattina («Утро», 2004)… Сидит дома дни напролет и сочиняет? Как бы не так. Эйнауди активнейше путешествует по миру, записывается с Дживаном Гаспаряном и малийскими музыкантами, дает концерты на самых престижных площадках: Ла Скала, Royal Albert Hall и Арена-ди-Верона. Но и без создания новых произведений не обходится. В десятых маэстро забомбил еще два шедевра — концептуальные модерн-классик-оратории Islands (2011) и In A Time Lapse (2013).
В чем успех хитроглазого Эйнауди? Он наизусть знает все народные тональности и классические созвучия, соединяет в одно поп, рок, электронику и плетет из них столь искусный меланж, что любого за душу возьмет. Даром что ли все тинейджеры планеты способны напеть его тему The Fly, которой озвучена компьютерная игра Bioshock Infinite, а люди постарше зависают на онлайн-радио Einaudi. Кроссовер — это будущее классики, а Эйнауди — паладин его.
Но самое интересное — видеть собственными глазами, как все это рождается под хитроумными руками мэтра Людовико. Волшебство, магия, оптический обман — лысый и красивый итальяно веро знает свое дело, и на концерте в Кремле мы в этом еще раз убедимся.


5 лучших кроссовер-пианистов
1. Чик Кориа — мэтр, создатель стиля фьюжн.
2. Максим Мрвица — югославский виртуоз, работающий на стыке классики и фолка.
3. Джеки Террассон — французский гений, использует шансоновые созвучия.
4. Брэйд Мелдоа — ритмы латино для него родные.
5. Бенни Грин — американский
джаз-авангардист, провидец, пианист будущего.