Полтора десятка лет назад британская группа Red Snapper изобрела стиль, которому до сих пор не удается найти точного определения. Поскольку и сам этот стиль постоянно изменяется.

Когда в середине 90-х появилась группа Red Snapper музыкальные журналисты рассказывали о группе описательно: что это-де смесь джаза, хип-хопа, электроники. Или говорили, что это эйсид-джаз, сыгранный на акустических инструментах, что совсем пальцем в небо. Но это и здорово, потому что настоящее новаторское искусство вообще никогда не возможно классифицировать. А если его можно описывать устоявшимися терминами – то никакое оно не новаторское.
А тогда, в «рэйверские» 90-е, новые стили, подстили, субстили и всякие прочие ярлыки появлялись каждый день. Но даже на том пестром фоне Red Snapper смотрелись как настоящие уникумы. Хотя бы потому, что играли на  традиционных акустических инструментах, заставляя их звучать странно. Контрабасист Али Френд, перечисляя влияния в одном предложении упоминает и выдающегося джазового новатора Чарли Мингуса, и современную рэп-группировку Wu-Tang-Clan. Дебют Red Snapper в звукозаписи, альбом Prince Blimey 1996 года, стал сенсацией. А вышедший два года спустя Making Bones укрепил статус героев модной альтернативной музыки.
Столь успешная группа сложилась как будто сама по себе. Отцы-основатели коллектива, контрабасист Али Френд и барабанщик Ричард Тэйр, познакомились случайно — через своих тогдашних девушек. Но сразу признали друг в друге родственные души и решили помузицировать. В ту пору существовал модный стиль, электронный drum’n’bass («бас и барабаны») – вот им и захотелось сделать нечто подобное, но – на живых, акустических инструментах. Совершенно антикоммерческая идея – кто будет слушать «голую» ритм-секцию? Однако вскоре к их компании прибился гитарист Девид Айерс, приятель Рича, и такая же родственная душа.
«Снепперомания» - если можно так выразиться - началась в России почти сразу. Тогда интернет был еще в зачаточном состоянии, а музыкальных файлов там не водилось вообще. Так что новую информацию получали у пиратов с Горбушки или из всяких, как тогда говорили, «продвинутых» СМИ. Red Snapper пошел в народ благодаря журналу «Ом» - тамошние редакторы поставили пару треков команды его на CD-приложение.
Музыка отвечала противоречивому духу момента: свободная и энергичная, но самоуглубленная, тревожная… Как будто предчувствуя кризис 1998 года. Наши журналисты придумали «жанр» Red Snapper – саундтрек к несуществующему фильму. Точно. Очень кинематографичная, фактурная музыка, сама по себе триллер без картинок.
Впервые в Россию Red Snapper приехали в 2001 году. Забавно прочитать в недавнем интервью Али западной газете, что именно тот концерт ему запомнился больше всех: «Это было чистым безумием: в клубе была такая жара, что конденсат капал на нас с потолка! И зрители все с ума посходили». Не знаю, комплимент это или что, что на самом деле так оно и было: и жаркий июльский вечер, и раскаленный железный ангар клуба «Точка», и мы, слушатели – в настоящем трансе, где-то между сном и реальностью. Но музыка гипнотизировала так, что уйти совсем не хотелось.
В 2003 году Red Snapper сперва покинули свою звукозаписывающую компанию, Warp (в каталоге этого безумного электронного лейбла группа была белой вороной), а потом и вовсе распались. Причины: экономические. Стало дорого и ездить, и выступать, и записываться. И, следовательно, сложно развиваться свою новаторскую «фишку» - а без этого музыканты смысла в группе не видели. Бывает, что группы действуют по принципу уйти, чтобы вернуться – ну, чтобы создать искусственный дефицит себя, заставить публику соскучиться и вернуться на коне. Red Snapper же никаких уловок не планировали, но невозможно было долго отмахиваться от фенов и друзей, советовавших им воссоединиться.
В 2007 году Red Snapper рискнули возродиться на несколько концертов, но дело пошло настолько хорошо, что они сочинили и записали новый материал. (И, кстати, еще раз заехали к нам пару лет назад – но уже почему-то безо особенного ажиотажа, который явно есть сейчас, в ожидании грядущего визита.) Саунд несколько изменился: пригласили саксофониста Тома Челленджера, также стали добавлять в композиции вокальные фрагменты. Над последним альбомом “Key” работали нетрадиционным для себя способом: обмениваясь партиями инструментов по интернету. Это дало необходимый творческий импульс. По словам Али, из-за того, что все что-то добавляли, «первоначальные идеи кардинально менялись». Таким образом, в ходе российского мини-тура Москва-Питер-Краснодар квартет исполнит совершеннейший «свежачок»!