Московский международный дом музыки, 14 и 19 июня, в 19:00

Фестиваль «Африка — Америка» в Доме музыки обещает на этой неделе два прелюбопытных концерта.


Фото: Архив журнала

Давным-давно великий американский композитор Джордж Гершвин потерял голову от негритянских спиричуэлс. Настолько, что стал писать музыку «по мотивам». Варево из госпела, соула, «черного» блюза стало основой его единственной оперы «Порги и Бесс», а минимум две мелодии оттуда, «Мэккинож» и Summertime, превратились в классику ХХ века. В благодарность за вдохновение (или ради чистоты затеи) автор разрешил петь оперу целиком только чернокожим вокалистам, оставив всем прочим лишь исполнение отдельных арий. На концерте в Доме музыки представят американскую классику в ее образцовом варианте — от американцев баритона Кевина Диаса и сопрано Анжелы Браун (14.06). Солисты уникальны, поскольку сильны не только в спиричуэлс. Бас-баритон Диас славится в кантатно-ораториальном жанре и владеет репертуаром от Генделя и Баха до Шостаковича и Брубека, а сопрано Анжела Браун известна в мире как идеальная исполнительница опер Верди. В этом контексте любимая опера обоих певцов звучит, согласитесь, особенно, переливаясь оттенками и смыслами. Впрочем, на сцене будут не только «носители языка» и не только «Порги...». В концертном исполнении также заняты меццо-сопрано Полина Шамаева, оркестр «Русская филармония» и «Мастера хорового пения» под управлением Сергея Кондрашова. А в программе будут также увертюра к опере «Кандид» и симфонические танцы из мюзикла «Вестсайдская история» Леонарда Бернстайна и популярнейшая сюита Гершвина «Американец в Париже».

Тут стоит сделать отступление и пояснить, откуда вообще взялась в Москве в начале лета эта американская история. Дело в том, что ММДМ не первый год в канун тотальной летней музыкальной засухи проводит тематические фестивали, и тема нынешнего — «Африка — Америка». Звучит как завлекалка из путеводителя, на деле предлагает действительно хорошие концерты.

Второй из обещанных представляет собой дико причудливый альянс африканской и европейской культур. Gospel Meets Mozart — часть проекта MoZuluArt, объединившего госпел-трио Insingizi из Зимбабве и рафинированных солистов Венского симфонического оркестра (19.06). Если называть термином «фьюжн» все, что сброшено с одну кучу, то это фьюжн. По факту же — довольно плотная, а временами даже гомогенная смесь из традиционной музыки африканского племени зулусов и сочинений Моцарта.

Нечто похожее обозреватель «ВД» наблюдала минувшим летом на фестивале Teatro a Corte’2011 в итальянском Турине. Там «Волшебную флейту» Моцарта исполняла команда из Рима L’orchestra di Piazza Vittorio. Главный маг Зороастр баловался рэпом, урожденная китаянка Царица Ночи пела свою хитовую арию в стиле традиционной пекинской оперы, а пианист в белом смокинге параллельно превращал их в джазовые пассажи. MoZuluArt двигается в ту же сторону, так что не пропустите — в претендующей на мировую столичность Москве такие концерты большая редкость.