Московские фейсконтрольщики — о трудностях профессии, важности рекомендаций, черных списках, драках, пистолетах и вежливости.

Филипп, 35 лет, Rolling Stone Bar

Обязанности фейсконтрольщика зависят от заведения: везде разное видение аудитории, на которую рассчитывают владельцы. В Rolling Stone все достаточно просто, хотя я думаю, что после последней субботней вечеринки в Gipsy часть их посетителей придет к нам и политика немного поменяется. Теперь, скорее всего, будут пускать более статусных, модных людей и меньше — «регионов».

Вопрос, кого впускать, а кого нет, очень сложный. Основные критерии — это адекватность, опрятность и, наверное, интеллигентность. С самого начала работы на фейсконтроле в 2004 году я начал изучать психологию, читал книжки по физиологии, чтобы понимать социальные общечеловеческие мотивы и знать, кто как себя ведет и по каким причинам. Например, из Священного Писания я узнал, какие у людей ценности и как повлиять на людей, чтобы общество менялось в лучшую сторону.

Ко мне приходит много молодой публики, которую я, условно говоря, культурно воспитываю. Рассказываю им, как правильно вести себя в клубе: ведь клуб — это общение между людьми, а общение определяет общество. Когда на входе говорят неправду, лишь бы пройти, я объясняю, что это неправильно, и предлагаю другой способ — сказать правду. Одни говорят, что им больше лет или что их компания меньше. На самом деле это никак не влияет на то, пустят тебя или нет. Наоборот, если человек говорит: «Я вот с ними, нас много, мне 18, но я хороший», — это намного лучше.

Отказывая компании, я стараюсь не уточнять, кто именно не проходит, чтобы не обидить. Я предлагаю им разделиться и уже тогда говорю, кто может пройти. Сейчас за ночь к нам приходят по полторы тысячи человек. Человек 600–700 я не впускаю. Обычно это стандартные ситуации, но бывает и по-другому. Когда Rolling только открылся и дело близилось к утру, подъехала машина и из нее вышел парень лет двадцати. Смотрю — он достает два пистолета и начинает стучать ими в дверь. Потом выяснилось, он был очень ревнив и приехал за своей девушкой. Конфликты происходят регулярно: и стреляли в нас, и кидались бутылками, и мелочь в лицо кидали. У нас уже сменилось несколько коллективов охраны: не все к такой работе готовы.

Дима, 32 года, Denis Simachev Shop&Bar

В «Симачеве» я тусовался с самого открытия, тут работали и работают мои друзья, в итоге я здесь уже пять лет. Такой должности — фейсконтрольщик — нет. Когда я беру справки для визы, в ней пишут «арт-менеджер». И фейсконтроля как такового нет — есть списки наших друзей, гостей.

Время от времени приходят люди с корочками, пытаются пройти. Но серьезные люди этим никогда не будут заниматься. Главное правило — чтобы человек был знакомый и интересный. А еще важно, чтобы ему нравилось у нас. Бывает, что приходит кто-то из наших друзей и приводит знакомого. Если мы понимаем, что этому человеку у нас не понравится, его не пускают.

Мы смотрим на глаза, на ноги, на задницу — если это девушка. Наш посетитель должен любить общаться, пить, знакомиться, танцевать, слушать музыку. На мой взгляд, важнее адекватность посетителя, чем то, как он одет (постоянные посетители иногда одеты не очень).

Моя задача — выяснить, что посетитель о нас знает. Кто-то приходит, спрашивает, что здесь такое. Я говорю: бар, вход по спискам. Это стандартная формальная фраза, которая звучит раз 700 за ночь. Дальше уже, если этот человек знает кого-то отсюда, то нужно этим знакомым звонить, чтобы они его рекомендовали.

Два важных правила — знать большинство постоянных посетителей и постоянно себя сдерживать, не пропускать негатив, который присутствует в этой работе. Всякое за ночь происходит, но если бы мне это не нравилось, я бы ушел уже. Если честно, я людей не очень люблю, и именно поэтому работаю здесь.

Саша, 24 года, Barbados

Есть люди, которые ведут ночной образ жизни, а есть жаворонки. Я сам выбрал работу ночью, и мне это нравится.

Кого пускать, кого нет я определяю по двум составляющим. Первая — это, конечно, одежда, а вторая — настрой. Я могу пустить человека, который не очень хорошо одет, но пришел отдыхать и хорошо общается. Все, кто заходит в клуб, здороваются со мной. Всегда можно просто спросить, как дела, как настроение. Бывает, что человек сразу отвечает: «Не твое дело» или «Иди на ***». Таким, я считаю, не место в баре.

Бар — это место, куда ты приходишь отдыхать, это люди рядом с тобой. Поэтому я пытаюсь собрать людей, которые намерены отдохнуть, позитивно настроены и могут составить приятную компанию.

Человека в хорошем костюме я пустил бы, а вот в спортивном — нет. Моя позиция проста: девушки должны быть на каблуках, мужчины — нарядные. Вот и все. Если ты мужчина и ходишь в офис в той же одежде, что и в бар, я тебя не пущу. Люди приходят в бар не просто так: это праздник, и ты должен быть красив, наряден и с хорошим настроением.

Бывает, оставляют чаевые — чаще всего в районе 100 долларов. Обычно это компания: ты с ними здороваешься на входе, разговариваешь, понимаешь, что им нужен столик, провожаешь — за это и оставляют чаевые. Есть черные списки: там люди, которые побуянили, подрались, сделали то, что не должно происходить. Иногда таким закрывают вход на какой-то определенный срок в профилактических целях. Все зависит от того, кто это: может, знакомый знакомого или друг друга.

Конечно, часто происходят всякие казусы. Смешная история была, когда пьяный на входе орал: «Да пусти меня, ты знаешь, кто я?» В итоге он достал красную корочку, все норовил показать ее, показал — а там печать «Почты России». Когда человек начинает проявлять агрессию, на пути у него встает охрана. От таких вспышек нужно уметь абстрагироваться или постараться донести до человека, что это твоя работа и здесь нет ничего личного.

Кирилл, 25 лет, Timeout Bar

Хороший фейсконтрольщик должен понимать концепцию заведения, в котором он работает, и какая аудитория туда ходит. Наша целевая аудитория — молодежь от 21 года. Это могут быть и модные хипстеры, и менеджеры, и пафосные люди.
Очень важно уметь отказывать людям вежливо, и вежливость — это первое правило. Пожелания руководства, как правило, такие: пускайте красивых, а некрасивых и пьяных не пускайте. Это шаблонное пожелание, ты же смотришь, кто пришел отдохнуть и хорошо провести время, а кто случайно забрел и не знает, что здесь происходит.

Есть постоянные посетители, который ходят практически каждые выходные, а есть люди, которые приходят по чьей-нибудь рекомендации, по чьему-нибудь хорошему отзыву. В первый раз, конечно, теряются, спрашивают, где здесь вход. Люди готовятся к этому походу: девушки стараются эффектно выглядеть, мужчины надевают пиджак и рубашку, чтобы произвести лучшее впечатление и их пропустили.

Чаевые я не беру: фейсконтроль в принципе не берет чаевых, потому что это взятка. График работы у меня — ночь с пятницы на субботу, с субботы на воскресенье и иногда, если есть какие-то спецмероприятия, с четверга на пятницу. На самом деле это очень тяжело: на следующий день ты просыпаешься в 15.00, и у тебя уже полдня потеряно.

Ситуации бывают разные. Когда точка кипения гостей переходит какие-то рамки и границы, охрана это очень хорошо чувствует. Обычно злятся, почему не пускают, просят назвать объективную причину, могут говорить, что знают и президента, и всех владельцев, и еще много важных людей. Как правило, мы очень вежливо говорим: извините, ребята, давайте в другой раз. Бывает, приехали с пляжа, из загорода, в шортах и сланцах. Я говорю: «Ребята, пойдите переоденьтесь. Вы адекватные, но в сланцах и шортах мы не можем вас пустить». Если человек пьяный, это сразу понятно, но бывает и по-другому. Приходит человек, настроение у него какое-то непонятное, он грустный, расстроенный. Я стараюсь с ним поговорить. Если он отвечает грубо и просит не задавать ему вопросов, становится понятно, что лучше не пускать, чтобы пресечь возможные конфликтные ситуации уже на входе.

Конечно, есть списки — в том числе черные. Там люди, которые участвовали в конфликтных ситуациях, драках. Мы их запоминаем и в следующий раз не пускаем. Это шаблонная история: начинают грозить связями, судорожно звонить — уж не знаю, в службу поддержки или мобильному оператору, но в итоге ничего не происходит. Потом какое-то время такой человек стоит у входа, угрощающе смотрит и говорит: «Дружище, ты не знаешь кто я, тебе не повезет. Мы встретим тебя на улице».

Сергей, 40 лет, #LOL

Я никогда не думал о правилах моей работы. На самом деле задача очень простая: в определенном месте собрать людей, которым будет комфортно там находиться. А дальше это зависит от конкретного места, потому что все клубы разные. #LOL бар все-таки позиционируется как некое элитарное место: сейчас туда ходит публика, которая раньше ходила в «Симачев». Главное — чтобы не было драк и очень пьяных людей. От этого и зависит комфорт посетителей.

Я никогда не хотел работать фейсконтрольщиком, просто я могу это делать и эта работа удобна, так как занимает две ночи в неделю. Критерии, которыми я руководствуюсь, пуская или не пуская гостей, разные. Первый — нравится, не нравится. Второй — как он общается (если он агрессивен, естественно его не пустят). Третий критерий — одежда. Хотя тут есть сложности, потому что человек может одеться дорого, но выглядеть ужасно. Главное — должен быть гармоничный вид.

Отказывать правильно, просто нужно постараться не обидеть. Черных списков в нашем баре пока нет, но во всех московских клубах есть общие списки людей, которых никуда не пускают, и я знаю, кого я не должен пускать.