Реконструкция парка искусств почти завершена. Музей под открытым небом стал другим. Но не за счет «смены экспозиции» —изменился сам парк, и скульптуры в нем теперь выглядят иначе.

Кино, лебеда и уроки узбекского

С директором парка Еленой Тюняевой и главным хранителем фондов «Музеона» Верой Трахтенберг мы встречаемся неподалеку от памятника Петру I. Раньше тут пройти было нельзя, стоял забор. Теперь забора нет. Уже готова пешеходная набережная с деревянными настилами и велосипедными дорожками, плавно изогнутыми скамьями и невероятной красоты огромными фиолетовыми клумбами (клумбами и озеленением занималась ландшафтный дизайнер Анна Андреева). Работают кафе. Между Крымской набережной и входом в «Музеон» с Мароновского переулка открыт летний кинотеатр.

В павильоне «Школа» — образовательные программы. «Это лекции, дискуссии об искусстве, архитектуре, — говорит Елена Тюняева. — В этом году появился еще один новый проект — Школа языков мигрантов, где каждый желающий может научиться казахскому, таджикскому, молдавскому или узбекскому, занятия бесплатные».

В парке три сцены: возле набережной — для больших концертов и фестивалей, две поменьше — для выступлений более камерных.

Укрываемся от дождя в кафе. За клумбами, дорожками и зеленью видно несколько скульптур. Почти все прежние экспонаты музея на месте, уверяет Вера Трахтенберг: «Около 200 работ сейчас реставрируются, потом они вернутся в коллекцию. Кстати, за процессом восстановления можно понаблюдать, мы устраиваем экскурсии. Некоторые работы, известняк, убрали из парка — те, что почти разрушились. В остальном вся коллекция сохранна. Только расположены скульптуры теперь по-другому, над этим работали специально». На регулярных обзорных экскурсиях показывают весь парк, устраивают велопрогулки, специальные программы для детей.

«Теперь у нас есть и современное искусство, — говорит директор „Музеона“. — В планах возобновление симпозиумов — в виде пленэров, фотопленэров. Проходят занятия по йоге, танцам, приглашаем уличных музыкантов, они играют по четвергам».

Звонит телефон. Елена берет трубку: «Что поливаете? Лебеда? Нет, мы же уже говорили о лебеде, это сорняк!» Вспоминаю клумбы Парка имени Горького, где гуляла только что: клумбы в Парке искусств мне нравятся больше.

«Музеон» вместо стадиона

В конце 1920-х на территории сегодняшнего «Музеона» Алексей Щусев планировал устроить стадион, а Иван Жолтовский — Дворец советов. Оба проекта не состоялись. Позже, в середине 1930-х здесь задумали расположить Академию наук. Но возведение «научного городка», стартовавшее с музейного корпуса, в 1941 году остановилось. А после войны появилась идея вместо корпусов АН оставить на берегу реки место парку. Причем парку искусств: в 70-х тут началось строительство ЦДХ и новой Третьяковки.

Музеем скульптуры под открытым небом парк стал в начале 90-х. Облик столицы резко менялся, монументы вождей коммунизма исчезали с улиц и площадей. Сначала опальные памятники просто складировали возле ЦДХ, но уже в 1992-м тогдашний мэр Юрий Лужков учредил в парке музей, который с годами сделался московской достопримечательностью. Коллекция росла. Часть экспозиции подбирали специально — например, раздел, посвященный военной тематике, который открыли в 1998-м. Какие-то скульптуры передавали в дар сами авторы. Памятники, «отстоявшие свое», по решению города по-прежнему везли сюда. Плоды скульптурных симпозиумов, открытых тематических мастерских, где вместе работали мастера и студенты, тоже оставались в парке.

Экспозиция делилась условно-тематически («Вожди и жертвы», «Аллея любви и материнства», «Восточный сад»). Стоящие и лежащие вдоль дорожек, среди травы и одуванчиков, рядами и вразнобой, за кустами, под кустами, небольшие рядом с огромными — работы именитых и малоизвестных скульпторов, классика рядом с гротеском, ряды тронутых тленом изваяний из известняка... «Музеон» был образцом эклектики и свободы, садом, где расцветали все цветы. Старые качели, турники, песочницы, поломанные мостки через ручей; похожий на барахолку «вернисаж» на выцветших коврах. 20 гектаров чудес, отрезанные от реки полосой асфальтированного шоссе.

Ликвидация «самозванцев»

Идея переделать «Музеон» появилась, когда стал явным успех обновления Парка Горького. О планах реконструкции объявили в марте 2012 года. Те, кого эта новость насторожила, больше всего беспокоились о судьбе скульптур (их набралось уже около тысячи). Но руководство парка уверяло, что ни одно произведение не будет выброшено. Из тех немногих памятников, что покинули парк, часть было решено вернуть авторам, часть — отправить на реконструкцию. Весь основной фонд — около 700 работ — оставался в парке.

Операция, которую можно назвать «зачисткой» «Музеона», все же состоялась. В ноябре 2011-го в один день провели массовый демонтаж памятников, которые были установлены своевольно. Так, парк лишился «Аллеи меценатов» — отлитых в бронзе изваяний бизнесменов и других «деятелей», заплативших за свои прижизненные памятники немалые суммы (говорили о миллионе за изваяние). К началу реконструкции в музее остались только «честные» экспонаты.

Обновление

Концепцией обновления парка занимался архитектор, профессор МАРХИ Евгений Асс и его бюро «Архитекторы Асс». Работы шли постепенно: сначала разобрались с водопроводом и электричеством, потом занялись набережной, фонтанами, кафе. Вернисаж стал выглядеть иначе: вместо укрытий из ковров и тентов — небольшие мобильные павильоны. Теперь в парке есть прокат велосипедов, проложены велосипедные дорожки. Повсюду сиденья, скамьи, шезлонги. В Инфобоксе «Музеона» можно узнать расписание экскурсий и сеансов кино, купить билеты и сувениры с символикой парка.

Качелей вот только нет.

«Старые сломались, их убрали, — объясняет Елена. — „Музеон“ — это все же в первую очередь музей, музей скульптур».

Новый «Музеон», конечно, гораздо больше похож на музей. И меньше — на старый дачный сад, где хочется заблудиться.

«Уединенные уголки тут тоже есть! Места, где можно спокойно полежать на травке, в тишине, — говорит Елена. — Многие привыкли думать, что „Музеон“ куда меньше, чем он есть на самом деле. Но 20 гектаров — это немало. Побродите, наверняка найдете неисследованные уголки».

Пять памятников «с историями»

Евгений Вучетич. «Феликс Дзержинский»

«Железный Феликс», стоявший перед зданием КГБ, был демонтирован в 1991 году после победы над ГКЧП и попал в «Музеон» в 1994-м. Граффити на памятнике сделаны во время августовского путча и сами по себе считаются историческими. Сейчас «Феликс» готовится к реставрации.

Сергей Меркуров. «Маркс и Ленин»

Меркуров считался непревзойденным мастером по созданию образов Ленина. Большинство его работ утрачены, но в «Музеоне» можно увидеть две. Бюсты Владимира Ленина и Карла Маркса созданы в 1939 году из черного гранита, излюбленного материала скульптора.

Владимир Лемпорт. «Нильс Бор и Альберт Эйнштейн»

Владимир Лемпорт, живописец, литератор, актер, в первую очередь известен как скульптор. Он делал как монументальные, так и небольшие работы, использовал разные материалы — камень, дерево, металл, керамику, бетон. Бор и Эйнштейн, с трубками в зубах сидящие рядом на лавочке, сделаны из алюминия — по легенде, для этого Лемпорт переплавил ложки из любимого пионерлагеря.

Владимир Буйнашев. «Но время, время, Александр Сергеевич!»

Памятник изображает поэта перед дуэлью. Утверждается, что этот бронзовый Пушкин ровно того роста, что настоящий — 166 см.

Вера Мухина. «Требуем мира!»

Это «скульптура-плакат», созданная коллективом авторов во главе с Верой Мухиной после начала войны в Корее в 1950 году. Памятник стоял в районе ВДНХ до 1994-го, после расширения проспекта Мира его отправили в «Музеон».