Десять лучших фильмов российского проката в 2014-м: выбор ведущего рубрики.

«Спасти мистера Бэнкса»

Навеянная реальными событиями история о том, как Уолт Дисней уломал Памелу Трэверс продать ему для экранизации ее главное детище — «Мэри Поппинс». Хроника удачной деловой сделки выстроена как мелодрама (но, по счастью, обходится без любовной линии) и укладывает самого цинично настроенного зрителя на лопатки. Методы — такие же бесстыдно-прямолинейные, но эффективные, как приемы обольщения напористого дельца Диснея. Тот не зря все подсовывает Трэверс ростовую куклу Микки-Мауса, понимая, что рано или поздно чопорная британская зануда уложит монстра к себе в кровать.

«Афера по-американски»

Блестящая авантюрная ретрокомедия Дэвида О’Рассела о доверчивых жуликах, влюбленных и тупых агентах ФБР и опереточных гангстерах. Масса искрометных звездных выходов. Непросыхающая и прекрасная Дженнифер Лоуренс. Брэдли Купер в бигуди и еще много чудес.

«Она»

Сисадминская мелодрама о том, как усатый работник компьютерного труда (Хоакин Феникс) влюбился в новейшую операционную систему «Саманта», мурлыкающую голосом Скарлетт Йоханссон. Продукт оказался гениальным, с лихвой заменяющим скучную реальную женщину, но, как это часто бывает, наметившуюся гармонию погубили слишком частые и новаторские обновления системы.

«Трудно быть богом»

Из практически любой рецензии на последний фильм Германа следовало, что смотреть это кино тяжело, но надо. Надо — это да. Что до тяжести, то «Трудно быть богом» не то чтобы проскакивает соколом, но оказывается куда более, что называется, зрительским, чем «Хрусталев, машину!». Страшный и смешной, он, при всем условном фантастическом антураже, наиболее точно рассказывает о России сегодня.

«Отель «Гранд Будапешт»

Плутовской исторический эпос о Европе между Первой и Второй мировыми войнами, «Гранд Будапешт», как и все фильмы Уэса Андерсона, исключительно красив и вызывающе инфантилен, но и по-настоящему трагичен. Лучшая роль Рэйфа Файнса. Харви Кейтель с обильно татуированным голым торсом, кажется, вдохновляется колоритным образом Евгения Леонова в «Джентльменах удачи».

«Выживут только любовники»

Томное и декадентское кино классика Джима Джармуша, из которого логично следует, что всеми сокровищами мировой культуры мы обязаны вампирам. Сдавайте кровь.

«Двойник»

Одна из самых причудливых (и это в условиях высокой конкуренции — вспомним хотя бы и качановский «Даун Хаус») экранизаций прозы Достоевского. Психоделическую историю спятившего конторского клерка талантливый Ричард Айоади превращает в камерную антиутопию, страстную и болезненно-изысканную, как рисуночки собственной кровью, которыми балуется возлюбленная героя.

«Годзилла»

Земноводный монстр в фильме — не по-голливудски тупое олицетворение древнего Зла, как в блокбастере Эммериха, а персонаж трагической и противоречивой судьбы. Годзилла получился очень живой (в отличие от человеческих персонажей): он печально вздыхает, покряхтывает, ходит по Сан-Франциско грузной похмельной походкой, растаптывая небоскребы в лепешку не со зла, а по рассеянности.

«Планета обезьян: Революция»

Вторая часть перезапущенной франшизы про интеллектуально модифицированных приматов, прибирающих к цепким лапам земную цивилизацию — и тоже очень удачная. В первую очередь — добротный политический триллер. Самый оригинальный образ Сталина в мировом кинематографе.

«Исчезнувшая»

Виртуозный триллер Дэвида Финчера — развернутая и яркая иллюстрация выдернутой из контекста библейской цитаты «И враги человека — домашние его». В основе фильма — детективный бестселлер Гиллиан Флинн, и его, конечно, лучше прочитать до просмотра.