Биография демонического директора ФБР Джона Гувера — не самый увлекательный фильм режиссера Иствуда, но очередной профессиональный подвиг актера Ди Каприо.

1970-й год, США. Редко выбирающегося из кабинета сурового старца регулярно навещает молодой агент по фамилии Смит — глава ФБР Джон Эдгар Гувер () надиктовывает ему мемуары. Привычка контролировать все и вся, естественно, распространяется и на будущее: кто как ни Гувер должен определять, каким он войдет в вечность и память потомков. Благодаря бесхитростному и логичному для байопиков драматургическому ходу пленка повествования периодически перематывается назад, во времена юности и зрелости, когда герой был, впрочем, так же одинок и очень много работал.


Перед нами объемистый 138-минутный эпос, посвященный мужчине со сложным характером. Гувер, конечно, в большей степени чисто американская история, едва ли слишком любопытная широкому зрителю за пределами США, но даже и через годы и расстояния выглядит, в общем, внушительно. Почти полвека в кресле директора ФБР, восемь президентов, которых он в нем пересидел, реформатор и национальный герой на заре карьеры, цепной пес антикоммунистического режима 1950-х, сумрачный динозавр из страшилок в поздние годы.

Биография Гувера, как это заведено у кабинетных злодеев, умеющих подчищать за собой следы, не отличается особой увлекательностью (Иствуд позволяет герою вволю побегать с пистолетом в 30-е, когда Гувер лично выезжал на захваты даже мелких гангстеров при условии, что рядышком будет пресса). В основном это темный и довольно печальный жизненный лес, в котором режиссер ориентируется не столько по зафиксированным на карте отметкам, тропкам и полянкам, сколько по домыслам, которых вокруг фигуры директора ФБР хватало.

Гувер никогда не был женат, доверял только двум женщинам — своей бессменной секретарше (Уоттс) и маме (Джуди Дэнч), с которой жил до ее смерти. Много лет дружил со своим замом Клайдом Толсоном (Хаммер), которого сделал единственным наследником. Авторы обрабатывают эти крохи информации и выдают сколь смелый, столь и предсказуемый алгоритм. Гувер оплакивает маму, перед зеркалом втискиваясь в ее платье. Но сцепляется в яростной драке с Толсоном (оба в халатах в снятом на двоих гостиничном номере), когда тот робко пытается сделать ему неприличное предложение — тут сценарист «Харви Милка» Дастин Лэнс Блэк, видимо, дает себе по рукам, ограничиваясь пусть и довольно толстыми, но лишь намеками на ориентацию героя.

«Дж. Эдгар» — не самая увлекательная режиссерская картина (продраться через нее все-таки трудно), но почти карикатурно-показательная заявка на актерский «Оскар». ДиКаприо играет микс из своих драматических ролей, венчает конструкцию образом толстого старика (а вот отмечать гримеров картины академики могут не спешить). Ничего принципиально нового, но статуэтка для артиста напрашивается хоть бы и по совокупности.

Журнал «Ваш Досуг» №7 (22 февраля – 4 марта 2012 года)