Приближение лета это не только бабочки и почки, но и предвкушение сезона Больших Голливудских Блокбастеров. В обзоре — ранние прокатные пташки, масштабные боевики, где герои в меру сил, фантазии и бюджета спасают мир.

«Железный человек 3»

Iron Man 3, США, 2013

Победив технологически подкованного русского уголовника Ивана Ванько во втором «Железном человеке 2» и отстояв мир в сборной команде «Мстителей», миллиардер-оружейник Тони Старк снова в игре. На сей раз против него — сила армейских нано-разработок (благодаря которым раны заживают быстрее, чем на собаке), угодившая в руки террористов. Командует ими немолодой, но энергичный (и не такой однозначный, как на первых порах кажется) психопат-философ Мандарин, в чьем арсенале совершенное владение боевыми искусствами и магические гаджеты. Создатель первых двух частей в новом фильме ограничился продюсированием. Режиссерское кресло занял , постановщик обаятельного нуара «Поцелуй навылет» и сценарист «Последнего бойскаута» и «Смертельного оружия». Блэк борозды не портит, не в первый раз доказывая, что мир бонтонно спасать не со свирепо надутыми щеками, а с ироничной похмельной улыбкой в образе самого человечного из супергероев, у которого в начале фильма все совсем плохо: он обнаруживает себя в халупе на краю света. А если уж отправляться в крестовый поход на цивилизацию, то только с величаво-гайерскими гримасами актера старой школы , украшенного щегольской самурайской косичкой и понтовой ювелиркой. Самая смешная, но, судя по всему, заключительная часть франшизы. Летний сезон блокбастеров можно считать открытым.

«Падение Олимпа»

Olympus Has Fallen, США, 2013

В отличие от авторов «Железного человека 3», создатели «Падения Олимпа» подходят к вопросу спасения мира (спасают, правда, Белый дом, но ясно же, что без него мир долго не протянет) без излишних хахонек. И если уж заводят речь о патриотизме (его концентрация в картине, где в первом и последнем кадре подолгу полощется на ветру американский флаг, зашкаливает), то так, что мало никому не покажется. Эффект, правда, в итоге получается скорее противоположный. Выясняется, например, что как будто неприступный Белый дом в легкую можно захватить с помощью одного самолета и пары грузовиков с солдатами. А если на кого и можно положиться, то не на президента (он большей частью сидит связанный и что-то истово мычит про общечеловеческие ценности) и не на спецназ, а на отставного телохранителя. Несмотря на звериную серьезность авторов ( ранее поставил «Тренировочный день») смотреть это кино, «Крепкий орешек» без шуток и , не скучно. Самым эффективным американским лидером оказывается Авраам Линкольн, бюстиком которого проламывает головы северо-корейским террористам.

«Обливион»

Oblivion, США, 2013

В «Обливионе» тоже спасает мир, пускай, как поначалу кажется, и несколько запоздало. После инопланетного вторжения, на которое решено было ответить ядерным ударом, на Земле (но это тоже только на первый взгляд) остались лишь руины, присыпанные песком, да башни из стекла и металла, из которых уцелевшие земляне присматривают за порядком. По ночам герою, живущему с хорошей, но скучноватой девушкой, регулярно снится одна и та же красавица. Вскоре он увидит ее во плоти, наткнувшись на саркофаг, валяющийся среди еще не остывших обломков потерпевшего аварию старомодного вертолета. На саркофаге будет написано «Юлия Русакова». «Обливион» принято ругать за вторичность (среди источников вдохновения — , и много кто еще) и поверхность, притворяющуюся глубокомысленностью. Но это, во-первых, очень красиво (гонки на хайтековских мотоциклах по пустыням, апокалиптические рассветы/закаты). А во-вторых, прямо сил нет как красиво: в кадре много . Ну и мораль, что истинная любовь побеждает все, включая вражеские космические козни и здравый смысл, не вызывает ни малейших нареканий.