В прокат выходит самый ожидаемый и самый трудный для восприятия блокбастер этого лета, а может и всего 2010 года, — «Начало».

При всей замысловатости картин Кристофера Нолана, основной сюжет каждой из них при желании можно передать в двух словах. «Начало» — не исключение. Дом Кобб (Леонардо Ди Каприо) — вор со стажем. Он крадет идеи у богатых и влиятельных людей в то время, пока они спят, а потом продает их другим более богатым и влиятельным, но менее изобретательным людям. Его гложет тоска по жене и детям, но вернуться домой он не может, потому что его работа выходит за рамки закона. И вот однажды человек по имени Сайто (Кен Ватанабе) поручает Коббу собрать команду спецов по снам и сделать невероятное — не украсть, а внедрить идею в мозг молодого Роберта Фишера (Киллиан Мерфи) в обмен на возможность вернуться домой.

Кристофер Нолан никогда не стремился делать однозначные картины для массового зрителя. 10 лет назад он буквально взорвал мозг киноманам своим вторым полнометражным фильмом «Помни». За невероятно короткий срок картину про парня, забывающего все, что происходило несколько минут назад, стали называть культовой, а Нолана — новым проводником сложного интеллектуального кино в массы. Немного позже ему удалось превратить Бэтмена в страдальца, сгибающегося под бременем спасения мира, и теперь даже самые высокомерные и язвительные критики готовы назвать экранизацию комиксов высоким искусством, лишь потому, что на ней висит ярлычок «от режиссера Кристофера Нолана».

Хитрец Нолан знает, как заставить зрителя смотреть и пересматривать его фильмы снова и снова. Он годами продумывает сложнейшие сюжеты и диалоги, заранее не рассчитанные на мгновенное понимание, а затем приводит в действие отвлекающие факторы. Когда коридоры и комнаты вертятся, небоскребы рушатся, а города складываются пополам, трудно не заострять на этом внимание. Когда великолепные актеры, молодые и не очень, всеми силами своего таланта пытаются раскрыть своих героев, невозможно не любоваться ими. Когда каждый персонаж фильма наделен своими уникальными чертами и непростой судьбой, как не сопереживать ему? Совершенно потерявшись в этом вихре эмоций и впечатлений, по окончании фильма хлопаешь себя по лбу и осознаешь, что основную мысль-то ты упустил, да и многого не понял. И надо снова смотреть, и снова вникать.

«Начало» — это очередная порция «мозгодробильного» кино, которое нужно пересматривать не один раз. К счастью, Нолан заботится о своем зрителе и делает все, чтобы эти возвращения к фильму как минимум доставляли эстетическое удовольствие, как максимум — заставляли задуматься о высоком и, быть может, меняли мировоззрение.

Идеи Нолана сложно назвать революционными. Не он первый и не он последний заговорил о невероятных возможностях разума, о странностях сна и попытках проникновения в чужую голову. Но у него получилось это так, как будто он открыл нам новый мир и (как в один голос заявляют критики) снял «новую „Матрицу“», поразившую в свое время умы миллионов зрителей.

Уже сейчас «Начало» называют чуть ли не лучшим фильмом десятилетия, надеждой на светлое будущее современного кино. Да и название картины обязывает: хочется надеяться, что новый шедевр Нолана — это начало новой эры в кино. Эры, когда сценарии будут продумываться десятилетиями, когда мельчайшая деталь будет иметь значение, когда персонажи будут многогранными, а сюжеты многоуровневыми (как сон внутри сна) и когда киносеанс длиною в 2,5 часа сможет если и не сделать нас умнее, то хотя бы заставить работать мозг больше чем на 5 %.