Историческая клюква Ридли Скотта по мотивам английских легенд.

Рассел Кроу

Новая версия похождений благородного разбойника — один из самых ожидаемых фильмов лета, он открывает в этом году Каннский кинофестиваль, намеревается как минимум повторить успех «Гладиатора» (самого успешного фильма Ридли Скотта за последние двадцать лет, в котором главную роль тоже играл Рассел Кроу), а также вернуть мужчин в трико в канон серьезных героев, из которого они как-то подвывалились стараниями Мэла Брукса, авторов Шрэка и прочих насмешников и превратились в исключительно комических персонажей.

История Робин Гуда тут предстает в довольно неожиданном ракурсе. Крестоносец и прекрасный лучник Робин Лонгстрайд (собственно, Кроу) возвращается с войском короля Ричарда Львиное сердце из Святой Земли в Англию через Францию, дорогой тихонько мародерствуя и формируя гражданскую позицию — в основном о том, что разрушать все вокруг к чертям, покоряясь монаршей воле, — не так это хорошо, как кажется на первый взгляд. Эти размышления обходятся Робину дороговато — его уже заковывают в колодки, но тут в короля Ричарда удачно попадает шальная стрела, и Робин с несколькими друзьями в суматохе успевают смыться по направлению к Ла Маншу. По дороге герой успевает мимоходом пообещать умирающему рыцарю, что доставит его меч к отцу в графство Ноттингем. Добравшись не без приключений до Англии, Робин с друзьями помогают поставить на ноги хозяйство вдове того самого рыцаря — Леди Мириам (Кейт Бланшетт), с которой у Робина через пень-колоду начинаются романтические отношения. Параллельно, не без участия наших героев, решаются судьбы Англии. Вместо Ричарда королем становится его изрядно порочный брат Джон, вся система управления государством летит под откос, чему особенно способствует работа сэра Годфри (Марк Стронг, делающий в последнее время стремительную карьеру кинозлодея — лорд-чернокнижник из «Шерлока Холмса» и глава мафии в фильме «Пипец»). Тот заключает тайный пакт с французским королем, стравливает друг с другом короля английского и его баронов и последовательно совершает разнообразные преступления против морали. Как легко догадаться, именно Робин становится главной угрозой для дьявольских планов Годфри и спасением Англии. У него обнаруживается к этому семейная предрасположенность — герой узнает, что является сыном обскакавшего по силе мысли свое время на несколько столетий кузнеца-революционера, провозглашавшего всеобщее равенство, сколотившего большую группу последователей, и составившего проект Великой хартии вольностей. Отца непонятливые современники погубили, но у сына, вроде как, должно получиться лучше.

Ридлискоттовский «Робин Гуд» действительно масштабен (тут целое средневековье без сучка без задоринки и почти без компьютера) и удручающе серьезен. Веселый анархизм, составляющий главную прелесть баллад о Робин Гуде, тут практически испаряется, оставляя место серьезным политическим разговорам и волевым решениям. Как кажется — если не считать великие картины 80-х — Ридли Скотт от фильма к фильму пытается сконструировать нечто вроде философствующего истребителя — который будет выделывать невероятные виражи, одновременно бомбардируя важными истинами. Чем дальше — тем более сомнительные механизмы у него получаются в результате. Самое удивительное в новом «Робин Гуде» — это трактовка легенды в духе какого-то вульгарного социализма. Кажется, подобный фильм должен был бы открывать не Канны, а ММКФ этак пятидесятилетней давности. Зачем пожилому, успешному, обладающему и не впавшему вроде бы еще в маразм режиссеру делать из веселого разбойника героя английской освободительной борьбы и инстинктивного разносчика социалистических идей — не слишком понятно. Однако, кажется, что на фоне эха «Аватара» и витающей в воздухе идеи о том, что блокбастер — отличная форма проповеди этот нелепый ход может сработать.