3 февраля в прокат выходит новый фильм Педро Альмодовара «Параллельные матери», участвовавшего в прошлогоднем Венецианском кинофестивале. Сюжет прост и банален только на первый взгляд: две женщины рожают в один день, их детей путают в роддоме. Но режиссер добавляет к материнской линии историю о жертвах диктатуры Франко. Почему Альмодовар решил обратиться к трагическому прошлому страны в «Параллельных матерях», пишет Дмитрий Елагин.

Кратко:

«Параллельные матери» показывают, что Педро Альмодовар вошел в поздний период творчества. Теперь он под типичным сюжетом мыльной оперы прячет тему национальной памяти, чтобы любой зритель понял важность человеческих связей. В этом ему помогает его муза Пенелопа Крус и начинающая актриса Милена Смит — вместе они создают дуэт из двух женщин, чьих детей перепутали в роддоме.

Подробно:

Джанис (Пенелопа Крус) — успешная фэшн-фотограф, выросшая в небольшой деревне, жители которого помнят о жертвах режима Франко. Поэтому женщина встречается с археологом Артуро (Исраэль Элехальде), он помогает ей получить грант для экспедиции, и между делом они занимаются сексом. Джанис беременеет, ничего не говорит любовнику и готовится рожать. В больнице она знакомится с молодой Анной (Милена Смит), которая не рада будущему ребенку. Обе становятся матерями в один день, и их детей путают в роддоме. 

Любителей творчества Педро Альмодовара такой низкосортный зачин не удивит, потому что его фильмы напоминают либо телепрограмму «Жди меня», либо бульварный роман 18+ о перверсивных отношениях. «Параллельные матери» (2021) от многих картин режиссера взяли по детали, но важен основной ракурс восстановления правильного порядка вещей. Так, Альмодовар доказывает, что ложь путает жизнь, из-за нее страдают люди, поэтому надо защищать правду. Автор делает примером поведение Джанис, которая быстро узнает, что ребенок не ее, но никому не сообщает и специально меняет номер телефона. Она не думает о последствиях и о том, что мегаполис — это большая деревня, где люди могут случайно встретиться. 

Идею ценности семейных связей Педро Альмодовар расширяет до масштаба национальной памяти. Джанис берет тест на ДНК не только у «своего» ребенка, но и у жителей городка, чтобы потом найти их родственников, тела которых покоятся в братских могилах. Подход к политической теме показывает рост режиссера, который до этого только критиковал церковь («Плохое воспитание»). Но видно, что автор не хочет никого обвинять, а желает справедливости.

Поэтому он создал интимное кино с минимальным количеством действующих персонажей. Это позволило Пенелопе Крус раскрыться в полной мере, за что она и получила Кубок Вольпи (награду за лучшую женскую роль) на Венецианском кинофестивале в 2021 году. Ее актерской игре также помогло изменение режиссерского стиля: Альмодовар уменьшил количество мелодраматической музыки на минуту хронометража и притушил агрессивные цвета — из-за этого герои перестали напоминать идеально одетых кукол и превратились в реальных людей. Можно сказать, что Педро Альмодовар перешел в поздний период творчества, где его взгляд на кино кристально чист.


Об авторе:

Дмитрий Елагин — киновед, редактор раздела «Кино».

Facebook | Telegram


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: