В прокат выходит долгожданный «Французский вестник. Приложение к газете “Либерти. Канзас Ивнинг сан”» Уэса Андерсона, который участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Режиссер снял всех звезд Голливуда (Тимоти Шаламе, Фрэнсис Макдорманд, Билл Мюррей, Тильда Суинтон и многие другие) в фильме, посвященном журналистике. О том, как автор несерьезно говорит о важном, пишет Дмитрий Елагин.

 

Кратко:

Кино Уэса Андерсона напоминает рассказ старого друга о лучших годах жизни: никакой морали, только развлечение. «Французский вестник» в этом не отличается от предыдущих работ, но режиссер решился на эксперимент: часть кадров сделал черно-белыми. Этим он уничтожил ту непосредственность, цветовую детскость изображения, за которую его любят.

 

Подробно:

Фильм «Французский вестник» устроен наподобие газеты: несколько больших разделов (в каждом свои кинематографические приемы), цветные и черно-белые страницы, список журналистов и даже некролог об отошедшем в другой мир главном редакторе (Билл Мюррей). Он собрал потрясающую команду с четырьмя любимыми авторами: репортер-велосипедист Хербсайнт Сазерак, рассказывающий о жизни города Аннуи-на-Блазе (выдуманный французский город), критик искусства Дж. К. Л. Беренсен (великая Тильда Суинтон), одинокая журналистка Люсинда Кременц (Фрэнсис Макдорманд) и гей-эрудит Робак Райт (Джеффри Райт). Все вместе они написали четыре главы, каждая из которых по-разному раскрывает талант Уэса Андерсона.

Первая — экскурсия Сазерака по городу, при создании которого Андерсон вдохновлялся Парижем, Лионом, но главным прототипом стал Ангулем, чьи жители согласились на роли статистов. Веложурналист ностальгически описывает изменения районов — эволюции избежал только воровской. Уэс Андерсон — режиссер, который в прошлом видит утерянное лучшее. Такова природа воспоминаний — человек привык приукрашать события, додумывать так, чтобы все детали подходили друг к другу. Так и в картине Андерсона, жители Ангулема как по щелчку пальцев выходят утром из своих домов. Начиная с анимационной ленты «Бесподобный мистер Фокс», он использует аниматики во время планирования проектов, то есть полностью выстраивает будущий фильм. Это прямо повлияло на стиль автора, чьи актеры зажаты декорациями и бегло говорят на камеру. Это же происходит в «Французском вестнике», где режиссер решил поэкспериментировать.

Он использует черно-белые кадры, обыгрывая структуру газеты. Очевидно, что создатели изучали, как старые мастера работали с тенями и светом, но стиль Уэса Андерсона построен на цветовой палитре. Она вместе с безэмоциональной игрой актеров превращает кино в ожившие фотографические шедевры, напоминающие об искусстве Майкла Олдриджа и Тима Уокера. Без ярких цветов кукольный мир Андерсона превращается в сборник комиксов в невыразительной черно-белой палитре. Эти кадры будто проваливаются вглубь экрана и особенно неудачно выглядят на фоне цветных. Иногда их сопоставление намеренное и создает эффект чуда, но в большинстве ситуаций лишь все портит. Это тот случай, когда интересная задумка ломает авторский стиль.

В остальном Андерсон не изменяет себе. Его взрослые актеры (голливудское созвездие) снова лишены эмоций, и он объясняет почему. Во второй новелле о французской революции 1968-го года Митч Митч (Мохаммед Бельхаджин) рассказывает о призыве в армию, из которой он дезертировал. Причиной стал суицид другого солдата, после которого Митч понял, что не хочет видеть себя взрослым в мире взрослых. Кино Уэса Андерсона сложно воспринимать серьезно, но это заявление раскрывает, чего режиссер так последовательно избегает. Его герои могут резать вены, погибать от фашистских пуль, спасать бездомных собак, но все они отвергают мир взрослых. Ведь через его призму все становится серьезным. Детским тоном фильмы Андерсона напоминают книгу Антуана де Сента-Экзюпери «Маленький принц», где мальчик учил летчика видеть в мире больше, чем есть на самом деле. Это удается Андерсону снова и снова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: