«Я – ваша королева», – говорит Кейт Бланшетт в финале нового фильма «Елизавета: Золотой век». И ведь она права: в ней есть все качества, присущие монархам: аристократизм, уверенность в себе, чувство собственного достоинства и безмерное обаяние.

Австралийка Кэтрин Элиза Бланшетт, дочь военного в отставке и школьной  учительницы, уже в шесть лет выбрала свою будущую профессию. Но к кино она долгое время относилась с прохладцей: впечатление было испорчено, когда Кейт, будучи студенткой Мельбурнского национального института драматического искусства, подрабатывала в массовке какого-то дешевого спортивного боевика класса «В». «Нет, это не искусство, – решила она тогда. – Настоящей актрисой можно стать только на театральной сцене». И совсем скоро она стала играть – Электру и Офелию, Нину Заречную и Гедду Габлер … Кейт стала звездой своего курса в театральном колледже, а потом и звездой театров Мельбурна. За роль в «Кафкианских танцах» (пьеса Тимоти Дейли) юная актриса получила приз за «лучший дебют 1993 года». Роль в спектакле «Олеанна» (по пьесе Дэвида Мэмета) принесла ей награду в категории «лучшая актриса»: так Бланшет стала первой в истории Австралии актрисой, получившей в один год обе престижные театральные награды. Однако все это была локальная слава – слава для ценителей высокого искусства.

Кейт упорно трудилась, и спустя несколько лет для нее настало время больших перемен и счастливых встреч. В 1997 году на экраны вышли сразу три фильма с участием Бланшетт – военная драма «Дорога в рай», комедия «Слава Богу, он встретил Лизи» и костюмная драма Джиллиан Армстронг «Оскар и Люсинда».  Именно в последней картине режиссер Шекхар Капур увидел Кейт и сразу понял, что нашёл исполнительницу роли королевы Елизаветы для своего будущего фильма. То, что картина будет иметь такой огромный резонанс, стало неожиданностью для всех, но, прежде всего, для самой Бланшетт. Ее даже номинировали на «Оскар» за эту роль, но по иронии судьбы 1998 год был богат на костюмные драмы: заветную статуэтку тогда получила Гвинет Пэлтроу за «Влюбленного Шекспира». Многие критики говорили, что Гвинет сыграла менее талантливо, чем Кейт, но она была популярнее, и это сыграло решающую роль. Но популярность, как известно, дело времени: выход Кейт Бланшетт на красную ковровую дорожку не остался незамеченным, эту гордую красавицу взяли «на карандаш» многие голливудские продюсеры и редакторы глянцевых журналов.
После «Елизаветы» Кейт стали присылать сценарии потенциальных блокбастеров, но она специально выбирала роли в маленьких, интеллектуальных фильмах, не рассчитанных на массовую аудиторию. Режиссер Энтони Мингелла, пригласивший Кейт в свою картину «Талантливый мистер Рипли», был уверен, что она откажется: слишком маленькой была ее роль. Но Бланшетт согласилась, ведь Кейт уверена, что нет маленьких ролей, есть маленькие актеры.

А она большая актриса. Актриса классической театральной выучки и огромного таланта. Она может играть совершенно разноплановые роли: русскую танцовщицу Лолу («Человек, который плакал»), вульгарную девицу в мини («Корабельные новости») и голливудскую легенду Кэтрин Хепберн («Авиатор»). Ей невозможно привязать определенное амплуа: Кейт многолика. В фильме Джима Джармуша «Кофе и сигареты» она даже сыграла двойную роль: роль самой себя, знаменитой актрисы Кейт Бланшетт, и роль своей безвестной кузины.

Часто Бланшетт берется за роли, которые кажутся ей социально значимыми. В «Рае» Тома Тыквера она была учительницей-террористкой, в «Веронике Герин» –  ирландской журналисткой, которая практически в одиночку борется с наркобизнесом. Ради роли Кейт готова побрить голову или даже сниматься беременной: и уж точно она не из тех актрис, которые снимаются в определенном фильме, чтобы получить за него «Оскар».

Кейт  – любимая  клиентка Донны Каран, модельера с хорошим вкусом и большим чувством меры. Если она и появляется в светской хронике, то очень дозировано: Бланшетт любит говорить, что всегда предпочтет звездной вечеринке – вечер дома, у камина, с умной книжкой и бокалом сухого красного. Неудивительно, что о ее романах нам ничего неизвестно, хотя среди ее экранных партнеров были и Брюс Уиллис, и Брэд Питт, и Леонардо Ди Каприо.

Со своим будущим мужем, драматургом Эндрю Аптоном, Кейт сошлась на почве любви… к русской литературе. И, если им верить, на первом свидании Кейт и Эндрю читали друг другу Тургенева. Со стороны может показаться, что это чистой воды мезальянс: красавица и… так скажем, не красавец. Но Кейт придерживается того мнения, что самое сексуальное в мужчине – это его ум.

В настоящий момент Кейт Бланшетт переживает период расцвета, своего рода «золотой век» в своей карьере, да и в личной жизни тоже. У нее двое сыновей (в апреле 2008 родится третий ребенок – «ВД»), контракт с театром Мельбурна и огромное количество предложений в Голливуде. В мае 2008 года должен выйти новый «Индиана Джонс», где Кейт Бланшетт сыграет злодейку – если верить слухам, русского происхождения. И, разумеется, аристократку. Кого же ей еще играть?

Кейт, создается впечатление, что «Елизавета: Золотой век» – «интерьерная» картина…
Мне кажется «Золотой век» в большой степени «разговорный» фильм, нежели его предшественник. Просто время правления Елизаветы не мыслится без роскошных интерьеров, и в этом смысле новая картина – великолепный интерьерный фильм. В нем показана испанская Армада и масштабные сражения, что придает картине эпический размах, но ключевой момент сюжета, конечно, внутренняя борьба Елизаветы с самой собой, со своими страхами.

Первоначально вы не стремились получить роль Елизаветы, что заставило вас изменить решение?
Трудно войти в одну реку дважды. Я не так сентиментальна, чтобы думать: «О, как было бы здорово вернуться в прошлое и вновь сыграть Елизавету!» Мне совсем этого не хотелось. Но затем я узнала, что в проекте  принимают участие Джеффри Раш и Клайв  Оуэн, что собирается творческая съемочная группа. И я не смогла отказаться. Мне кажется важным, чтобы отношение к каждой новой роли было двойственным, чтобы была внутренняя борьба. Это позволяет сделать образ и поведение персонажа более интересным и острым. Когда ты слишком увлечена проектом, то можешь не заметить недостатки и  неточности в своей игре.

После успеха первого фильма «Елизавета» у вас было чувство, что весь мир у ваших ног?

Наверное, нет. После выхода фильма я получила несколько сценариев, но практически во всех были роли аналогичные Елизавете. Если бы я согласилась на все это, то умерла бы со скуки. Я решила не гнаться за деньгами, а подождать более интересных предложений.

Ваш выбор фильмов наводит на мысль, что звездный статус для вас неважен. Это так?
Разве кто-нибудь, кто стремится к звездному статусу, заслуживает его в полной мере? Нет специальной формулы, как достичь успеха, потому что привлекательный коммерческий проект на самом деле может оказаться бесперспективным. Многое зависит от правильно выбранного момента и везения. Я знаю удивительные фильмы, сама принимала в них участие, –  они выходили в свет в неподходящее время и зрители просто не могли понять замысла, увидеть картину с правильной стороны. Успех нельзя предсказать. Удача или провал – это всегда бесценный опыт и думать по-другому неправильно. Я совсем не боюсь ошибок, даже неудачи могут быть очень продуктивными.

Вы верите в судьбу, в то, что все случается неслучайно?
Я верю в предназначение, оно должно осуществиться, а судьба – это нечто неподвластное рассудку. Судьба, как правило, ведет к печальным и драматическим финалам. Мне не кажется, что моя жизнь настолько важна, что какие-то высшие силы ею специально управляют. Настоящая удача – мое сотрудничество с компанией Working Title. Они смогли сделать интересный, глубокий и зрелищный фильм, это обычно сложно совместить.

Сейчас вы снимаетесь в следующей части кино-эпопеи об Индиана Джонсе. Сюжет и детали фильма держатся в секрете. Почему решили сняться в жанре экшн?

Я никогда не снималась в фильмах такого рода, поэтому, когда Стивен Спилберг предложил сниматься, я с радостью согласилась. Все мое детство прошло с этими фильмами, и они имеют для меня большое значение. Удивительное чувство, когда знаешь всю историю фильма, а затем вдруг становишься его частью. Всегда было интересно, как создаются картины в этом жанре. И, конечно, меня очень вдохновила перспектива работы со Стивеном и Харисоном Фордом. Они настоящие профессионалы и в совершенстве знают, что и как должно быть в фильме.

В одном из интервью вы сказали, что чувствуете себя «наполовину экстравертом, наполовину закрытой книгой». Это правда?
Возможно. Близкие люди говорят, что всегда представляли меня именно актрисой, но сама  я не могу такого сказать. Значительной преградой была  стеснительность. Прошло много времени, прежде чем я перестала стесняться играть перед аудиторией. Чудесно, что до выхода спектакля ты можешь пять или шесть недель репетировать в узком кругу, это очень помогает.

Материнство изменило ваш подход к работе?

Мне кажется, я бережнее стала относиться ко времени, поскольку с появлением детей его становится все меньше и меньше.

Лучшие фильмы с Кейт Бланшетт:


«Елизавета» (1998)
29-летняя актриса сыграла Елизавету в юности. Она создала яркий и целостный образ Королевы-девственницы. Эта роль принесла Бланшетт поистине всемирную славу и признание – актриса получила множество кинонаград, в том числе «Золотой глобус», премию BAFTA (Британской академии кино и телевидения) и, наконец,  номинацию на «Оскар».

«Бандиты» (2001)
Кейт Бланшетт часто можно увидеть загадочно улыбающейся, но вот смеется она редко, а снимается в комедиях – тем более. «Бандиты» – тот самый редкий случай. В этом фильме Кейт сыграла отчаянную домохозяйку, рыжеволосую Кейт Уиллер, которая бросает мужа и пускается во все тяжкие – в компании с парой грабителей (Брюс Уиллис и Билли Боб Торнтон). Самая зажигательная сцена – та, в которой Кейт готовит ужин под аккомпанемент Holding Out for a Hero Бонни Тайлер.

«Властелин колец» (2001)
Кейт шутит, что снялась во «Властелине колец» только ради симпатичных остреньких ушек, которые «носит» ее героиня. «Всегда мечтала иметь такие же». На самом деле лучшей актрисы на роль королевы эльфов Галадриэль было просто не найти: ее сияющее благородной белизной лицо – точная копия картин прерафаэлитов. Кстати, она часто делит кадр с Хьюго Уивингом (Элрон) – своим близким другом и постоянным коллегой по театральной сцене.

«Авиатор» (2004)
После того, как от роли Кэтрин Хепберн отказалась Николь Кидман, режиссер Мартин Скорсезе отдал ее Кейт Бланшетт. Сыграть легенду не так-то просто: Кейт научилась играть в теннис и гольф, приучила себя к ледяному душу по утрам, как любила Хепберн, и научилась говорить хриплым, низким голосом. Кроме того, она пересмотрела все фильмы с участием своей героини, чтобы перенять ее манеру речи и поведения. Изменилась Кейт и внешне: ей надели рыжий парик, а на лице и руках нарисовали веснушки. Роль в «Авиаторе» (2004) принесла актрисе  «Оскар» – первый, но, скорее всего, не последний.

«Вавилон» (2006)
У Кейт Бланшетт не раз выпадала возможность сыграть с Брэдом Питтом (к примеру, именно она должна была стать «миссис Смит» в известном фильме). Но лишь в «Вавилоне» они повстречались впервые: по сюжету Кейт и Брэд играли супружескую пару, переживающие душевный кризис. Несмотря на то, что большую часть картины героиня Кейт находится в коме, продюсерам понравился их дуэт: в следующем году должен выйти «Удивительный случай с Бенджаменом Баттоном», где они снова сыграют влюбленных.

Фильм «Елизавета: Золотой век» с участием Кейт Бланшетт смотрите в кинотеатрах с 15 ноября.